Финальный аккорд Чеховского фестиваля прозвучал неожиданно. «Комедианты» из Барселоны привезли спектакль про смерть.

Постановка на загробную тему по идее авторов должна была развлечь и при этом — шокировать. Однако дальше неприятного глумления надо всем, что нельзя, дело театральной препарации смерти не ушло. В то же время сказать, что поедание трупа червями, использованные презервативы в гробу и деятельность фирмы «Спи спокойно.com» оставили московских театралов равнодушными, тоже нельзя.


На первый взгляд, «Персефона» — постановка про кладбищинские обычаи. Перед зрителями расхаживает греческая богиня смерти в красном неглиже, поет песни и танцует танцы, а потом вдруг меняет квалификацию, и из главной героини спектакля превращается в самую заурядную. Ее долг — наблюдать за тем, как хоронят некоего старика. А в финале намекнуть каждому сидящему в зрительном зале, что его ждет та же участь. То есть мракобесие родных, статуи с косой, черви и все прочее.

Если присмотреться внимательнее спектакль Хуана Форта похож на мрачную головоломку. Любая жанровая сценка сыграна для того, чтобы легче было принять нерадостное будущее и жить весело. Другой вопрос, как обнаружить веселое в наблюдении за копошащимися в могиле червями? Или проклятьях, низвергнутых на голову усопшего? По версии «Комедиантов» способ есть — надо следовать за рыжеволосой Персефоной. Отталкивающую правду о жизни после смерти помогает принять именно она и ее... черный юмор.

Персонажи рассказанной богиней банальной истории разряжены в носатые маски, двигаются как марионетки, и пока покойник спит в своем гробу, они обещают ему счастливые будни, водят хороводы и поют песни вроде этой: «Старикашка не успел покакать и теперь набит дерьмом». Зрители узнают все о работе похоронных бюро и о родственничках умершего (первая жена танцует на могиле, сын оскверняет могилу, коллега издевательски произносит «если что, звони»). Далее душа старика (тело которого пожирают черви) следует в ад. Ну а куда же еще?

Сверхзадача этой некрасивой и, к сожалению, узнаваемой кутерьмы ясна, но не добавляет очков постановке. Все разваливается прямо на глазах.

Уличному театру невыносимо тяжело вживаться в образ театра со своей сценой. Возможно, в этом кроется неудача «Персефоны». Ее авторы — признанные мастера открытых площадок. Здесь они потерялись. И микс из жанров (клоунада, акробатика, видеоарт, эстрада) случился сомнительным, и декорации выглядели нелепо. Светящиеся гробы, мертвецы, набитые ватой, жонглирование похоронными венками и дурацкое видео... все это еще больше оттолкнуло зрителя от и без того некомфортной темы. Черная комедия вообще быстро надоедает. И вместо открытий (ведь «Комедианты» позиционирует свое шоу как философское) приходит усталость от мельтешения и нарочитого, фальшивого веселого цинизма.

Зрители покидают зал, не дождавшись финала и возмущенно фыркая. Их можно понять. В России давно можно смеяться над чем угодно, но только не над смертью. И еще анимационные черви — это явный перебор.