Отзывы о "Золушка"

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
4 июля 2011

Рецензия на спектакль «Золушка»

Автор скандально знаменитого «Лебединого озера» Мэтью Боурн на этот Чеховский фестиваль привез другую сказку. На этот раз военную.

Любовная история всех времен и народов превратилась у легендарного британского хореографа в военную сагу о потерянной, а потом счастливо нашедшейся вновь любви условной Золушки и условного принца. В данном конкретном случае летчика королевских ВВС и уроженки Лондона, страдающей от домашнего гнета и нападок истеричной мачехи и ее многочисленных (совсем не по сказке) отпрысков. Балет уже номинирован на премию «Оливье» и получил одобрение у мировых критиков.


История у Боурна вышла почти семейной. В свое время его собственные бабушка и дедушка пережили 1940 год, находясь в осажденном немцами Лондоне. Обоим удалось выжить, — не стал «убивать» своих героев и господин Боурн. Встретившиеся на танцах затюканная некрасивая девица и бравый летчик, согласно законам военного времени, мгновенно друг в друга влюбляются. И так же мгновенно теряют друг друга во время очередной бомбежки. Встречаются они, чтобы уже не разлучаться.

Такой разворот сказочного сюжета отнюдь не претит ни здравому смыслу, ни театральной логике. Во-первых, слишком скрупулезен в деталях Боурн (сценография балета вызывает немое восхищение), во-вторых, свой шедевр Сергей Прокофьев писал в военное время, что, разумеется, не могло не сказаться на интонационных решениях и общем пафосе (музыку Прокофьева называли музыкой мировых катастроф). Волнующая партитура наполнена изнутри человеческими страхами и надеждами. А потому легко ложится на придуманную Боурном историю.

Все происходящее на сцене отчетливо напоминает полномасштабную кинокартину о войне. Сказываются прижившиеся в театре спецэффекты (под грохот канонады на глазах у зрителя разрушаются стены и обваливаются потолки, горят здания и взрываются парки) и особенная хореография Боурна, обозначенная им самим как «приключения в движущихся картинках». По сути зритель смотрит кино, разыгранное без слов. Танца здесь немного, и он как будто играет второстепенную роль. Боурн разрешает себе быть не столько хореографом, сколько режиссером, погружая зрителя в атмосферу раздавленного войной города. Напряжение, с которым живут герои его истории, очевидно в музыке и танце, — каждая минута жизни может оказаться для них последней. Поэтому времени на рассусоливания нет, жизнь и смерть, слезы и любовь,- всё мелькает в эффектном и страшном круговороте. Жанровые сценки в этом балете — высший пилотаж: вот Золушка в страшных очках и растянутой кофте прислуживает новой семье, а здесь ее пьющая мачеха во время одной из бомбежек пытается расправиться с надоевшим мужем-калекой (отец Золушки прикован к инвалидной коляске), а заодно задушить падчерицу, попавшую в госпиталь. Обе недолюбленные дочери воюют со своими братьями-геями за внимание солдат, а затравленного «принца», зажимающего в руке туфельку любимой, отчаянно дубасят какие-то вандалы на улице. Здесь все жизненно и непоправимо, от сказки остается только фея, точнее фей. Боурн решил вместо прекрасной и доброй крестной изобрести для Золушки ангела-хранителя. Он-то и дарит ей встречу с летчиком. Первую, а потом и ту, которая приводит к свадьбе.

В балете очевидны два измерения: реальное и выдуманное. Основные события происходят наяву, а сказочно красивые — только в затуманенном ранением мозгу Золушки. Это в больном сне ей видится бал, где она похожа на диву 40-х, где танцуют солдаты в белом (или их души?) и царит любовь. В жизни же ее чувство куда прозаичнее. Зато оно настоящее. На этом настаивает Боурн, заставляя зрителя сопереживать своим совсем не эффектным героям (Золушка откровенно некрасива, летчик недалек, оба они — обыватели с очевидной мещанской моралью). И радоваться в финале, когда счастливые молодожены отправляются в свадебное путешествие, подальше от войны и несчастий. Под защитой своего ангела. Сказка, как говорится, ложь, да в ней намек. Намек Мэтью Боурна на возможное счастье в невозможных обстоятельствах.

Отзывы о «Рецензия на спектакль «Золушка»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

Выбор редакции

23 декабря (вс) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 23 декабря (вс) | 19:00

Радикальный Булгаков под музыку Майкла Джексона и Pink Floyd.

10 января (чт) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 10 января (чт) | 19:00

Веселый спектакль о судьбе двух сестёр.

24 декабря (пн) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 24 декабря (пн) | 19:00

Интеллектуальная комедия о великом немецком философе.

25 декабря (вт) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, драма 25 декабря (вт) | 19:00

Одна из величайших пьес Шекспира в сдержанной версии Деклана Доннеллана, обращенной в современность.

2 января (ср) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 2 января (ср) | 19:00

Комедия Мольера в адаптации Дмитрия Быкова.

17 декабря (пн) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 декабря (пн) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

15 декабря (сб) | 14:00 | Московский театр оперетты, мюзикл 15 декабря (сб) | 14:00

Самый удачный пример российского мюзикла.

22 декабря (сб) | 12:00 | Большой театр, балет, детский 22 декабря (сб) | 12:00

Самый новогодний балет, смотреть который в преддверии праздников — давно традиция.

14 декабря (пт) | 19:00 | Гоголь-центр, драма 14 декабря (пт) | 19:00

Осовремененный Некрасов от Кирилла Серебренникова.

Самые эффектные и смешные спектакли, которые непременно поднимут настроение.

4 января (пт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 4 января (пт) | 19:00

Красочная комедия с Сергеем Маковецким в главной роли.

21 декабря (пт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 21 декабря (пт) | 19:00

Лаконичный и страшный спектакль о силе рока.