«Гроза» Цао Юй

«Гроза» Цао Юй «Гроза» Цао Юй
В избранное
Оценка редакции
Жанр драма
Режиссер Ксиа Чун
Длительность 180 мин

Моя оценка

Наталья Витвицкая
6 июня 2011

Рецензия на спектакль ««Гроза» Цао Юй»

Китайский МХАТ привез в российскую столицу гордость своего репертуара, пьесу Цао Юйя «Гроза».

Об уникальности несчастья каждой отдельно взятой несчастливой семьи писал когда-то Лев Толстой. Китайский драматург Цао Юй проникся этим утверждением русского классика и в 1934 году придумал грандиозную историю фамилии Пуюань. Режиссер Гу Вэй стал третьим, кто поставил ее на китайской сцене. Здесь нашлось место неравному браку, финансовым аферам, политическим убийствам, случайным смертям и, наконец, извращенному чувству сына к мачехе и сестры к брату. А всем смертям назло ничего не торжествует, кроме его величества — Театра Театрыча.


Серьезно писать об этой китайской пьесе невозможно, слишком очевидна ее условность и архаичность. В современном контексте мыльные перипетии совершенно справедливо кажутся надуманными, во все эти трагические любови с заламыванием рук и регулярными попытками самоубийства просто не веришь, да и смотрятся они, мягко говоря, комично.

Кому придет в голову сопереживать обезумевшей от любви к собственному пасынку-лоботрясу женщине, или удивляться тому, как бросившаяся в пруд дама осталась жива, и через 20 лет выяснила — ее дочка беременна от ее сына. Если так обстоят дела с любовной проблематикой, то что уж говорить о социально-политической. Ведь здесь и она присутствует: главный злодей — богатый владелец заводов-пароходов учит уму-разуму бастующих рабочих, предводителем которых является никто иной, как его незаконнорожденный сын (ни папа, ни отпрыск, разумеется, о своем родстве не имеют понятия). В ход идут не только сердитые монологи, но и пистолеты. Луч света в этом темном царстве — младший сын хозяина. 17-летний мальчик, увидевший земной рай в коммунистической мечте. Его трогательные рассуждения о всеобщем равенстве и братстве умилительны и узнаваемы. Слава богу, финал этой драмы далек от счастливого: влюбленные умирают, мальчик-утопия тоже, мадам, возжелавшая пасынка, сходит с ума, а злодей-богач остается в полном одиночестве. Ошибку он признал (обманул служанку, заделав ей двоих детей), но поздно, небесная кара уже настигла его.

Трагизм происходящего на сцене, как того требуют законы большого стиля, подчеркнут сценографией. Перед зрителем — зала в богатом доме, воссозданная детально. Книги, кресла, лампы, диван, тяжелые шторы, двери в сад и окно... никаких метафор или остроумных отступлений. Исключительная серьезность, без сомнения, главное кредо китайского театра. А какие на сцене сверкают молнии и какой грохочет гром. В минуты великих семейных потрясений сама природа осуждает несправедливость богачей и сочувствует беднякам.

Экзальтированный текст пьесы — основа спектакля, но им и декорациями спектакль не исчерпывается. Здесь очевиден режиссерский почерк (Гу Вэй не ломает старомодную фабулу, но сосредотачивается на героях, их мимике, пластике, взглядах). Но самое главное здесь — игра актеров.

Можно не понимать китайских проблем, осуждать наивность и не верить в сантименты, но не видеть, с каким рвением работают на сцене артисты, нельзя.

Грубое морализаторство (бедные против богатых, мотив карающего рока) они изо всех сил пытаются превратить в тонкий намек, восхитительные в своей абсурдности проблемы сделать убедительными. Заветы Станиславского работают — в предлагаемых обстоятельствах артисты не выглядят марионетками, и, кажется, верят в то, во что играют.

Неудивительно, что в Китае спектакль пользуется успехом, более того, считается культовым. Нация не привыкла к другому театру, а после многовекового засилья китайской оперы большая драма со всеми вытекающими, действительно, может быть прорывом. Что касается российских театралов, то китайский лубок им, может, и не покажется интересным, но любопытным будет — это точно.

Отзывы о «Рецензия на спектакль ««Гроза» Цао Юй»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

17 октября (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 октября (ср) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

30 сентября (вс) | 19:00 | Театр имени Моссовета, драма 30 сентября (вс) | 19:00

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

3 октября (ср) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 3 октября (ср) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 октября (сб) | 12:00 | Большой театр, балет 20 октября (сб) | 12:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

24 октября (ср) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 24 октября (ср) | 20:00

Радикальный спектакль Константина Богомолова по философскому роману Томаса Манна.