Отзывы о "«Гроза» Цао Юй"

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
6 июня 2011

Рецензия на спектакль ««Гроза» Цао Юй»

Китайский МХАТ привез в российскую столицу гордость своего репертуара, пьесу Цао Юйя «Гроза».

Об уникальности несчастья каждой отдельно взятой несчастливой семьи писал когда-то Лев Толстой. Китайский драматург Цао Юй проникся этим утверждением русского классика и в 1934 году придумал грандиозную историю фамилии Пуюань. Режиссер Гу Вэй стал третьим, кто поставил ее на китайской сцене. Здесь нашлось место неравному браку, финансовым аферам, политическим убийствам, случайным смертям и, наконец, извращенному чувству сына к мачехе и сестры к брату. А всем смертям назло ничего не торжествует, кроме его величества — Театра Театрыча.


Серьезно писать об этой китайской пьесе невозможно, слишком очевидна ее условность и архаичность. В современном контексте мыльные перипетии совершенно справедливо кажутся надуманными, во все эти трагические любови с заламыванием рук и регулярными попытками самоубийства просто не веришь, да и смотрятся они, мягко говоря, комично.

Кому придет в голову сопереживать обезумевшей от любви к собственному пасынку-лоботрясу женщине, или удивляться тому, как бросившаяся в пруд дама осталась жива, и через 20 лет выяснила — ее дочка беременна от ее сына. Если так обстоят дела с любовной проблематикой, то что уж говорить о социально-политической. Ведь здесь и она присутствует: главный злодей — богатый владелец заводов-пароходов учит уму-разуму бастующих рабочих, предводителем которых является никто иной, как его незаконнорожденный сын (ни папа, ни отпрыск, разумеется, о своем родстве не имеют понятия). В ход идут не только сердитые монологи, но и пистолеты. Луч света в этом темном царстве — младший сын хозяина. 17-летний мальчик, увидевший земной рай в коммунистической мечте. Его трогательные рассуждения о всеобщем равенстве и братстве умилительны и узнаваемы. Слава богу, финал этой драмы далек от счастливого: влюбленные умирают, мальчик-утопия тоже, мадам, возжелавшая пасынка, сходит с ума, а злодей-богач остается в полном одиночестве. Ошибку он признал (обманул служанку, заделав ей двоих детей), но поздно, небесная кара уже настигла его.

Трагизм происходящего на сцене, как того требуют законы большого стиля, подчеркнут сценографией. Перед зрителем — зала в богатом доме, воссозданная детально. Книги, кресла, лампы, диван, тяжелые шторы, двери в сад и окно... никаких метафор или остроумных отступлений. Исключительная серьезность, без сомнения, главное кредо китайского театра. А какие на сцене сверкают молнии и какой грохочет гром. В минуты великих семейных потрясений сама природа осуждает несправедливость богачей и сочувствует беднякам.

Экзальтированный текст пьесы — основа спектакля, но им и декорациями спектакль не исчерпывается. Здесь очевиден режиссерский почерк (Гу Вэй не ломает старомодную фабулу, но сосредотачивается на героях, их мимике, пластике, взглядах). Но самое главное здесь — игра актеров.

Можно не понимать китайских проблем, осуждать наивность и не верить в сантименты, но не видеть, с каким рвением работают на сцене артисты, нельзя.

Грубое морализаторство (бедные против богатых, мотив карающего рока) они изо всех сил пытаются превратить в тонкий намек, восхитительные в своей абсурдности проблемы сделать убедительными. Заветы Станиславского работают — в предлагаемых обстоятельствах артисты не выглядят марионетками, и, кажется, верят в то, во что играют.

Неудивительно, что в Китае спектакль пользуется успехом, более того, считается культовым. Нация не привыкла к другому театру, а после многовекового засилья китайской оперы большая драма со всеми вытекающими, действительно, может быть прорывом. Что касается российских театралов, то китайский лубок им, может, и не покажется интересным, но любопытным будет — это точно.

Отзывы о «Рецензия на спектакль ««Гроза» Цао Юй»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

28 марта (чт) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, драма 28 марта (чт) | 19:00

Главный хит Юрия Бутусова о том, как трудно быть добрым.

21 марта (чт) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 21 марта (чт) | 19:00

Строгая и почти классическая постановка Богомолова.

9 апреля (вт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 9 апреля (вт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

Выбор редакции

21 марта (чт) | 20:00 | Школа драматического искусства, драма 21 марта (чт) | 20:00

19 марта (вт) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка), Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 19 марта (вт) | 19:00

Ремейк знаменитого спектакля Олега Табакова о судьбе скрипача-еврея в 30-ые годы XX века.

6 апреля (сб) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 6 апреля (сб) | 20:00

Спектакль Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова, посвященный великой поэтессе.

19 марта (вт) | 19:00 | Театр на Таганке, драма 19 марта (вт) | 19:00

26 марта (вт) | 19:00 | Театр наций, драма 26 марта (вт) | 19:00

Ингеборга Дапкунайте в роли «русской Дитрих» — Любови Орловой.

26 марта (вт) | 19:00 | Центр драматургии и режиссуры. Сцена на Соколе, драма 26 марта (вт) | 19:00

Ностальгический спектакль Владимира Панкова с Еленой Яковлевой в главной роли.

Выбор редакции

21 марта (чт) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 21 марта (чт) | 20:00

Рассказ Юрия Мамлеева «Жених» и фрагменты повести Чехова «Степь»в одном спектакле.

Выбор редакции

31 марта (вс) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, музыкально-драматический 31 марта (вс) | 20:00

Музыкальный спектакль в жанре «кабаре», в основе которого – 12 песен лидера группы «Гражданская оборона» Егора Летова и певицы Янки Дягилевой.

Выбор редакции

22 марта (пт) | 19:00 | Музей и общественный центр им. Андрея Сахарова, современный танец 22 марта (пт) | 19:00

Перформативная сенсация в стиле буто по мотивам жизни и творчества Камиллы Клодель.