Неподвижные пассажиры

Неподвижные пассажиры Неподвижные пассажиры
В избранное
Оценка редакции
Жанр драма
Режиссер Филипп Жанти

Моя оценка

Наталья Витвицкая
6 июня 2011

Рецензия на спектакль «Неподвижные пассажиры»

Что можно сделать из пластика, оберточной бумаги, куска ткани и коробки из ближайшего супермаркета, зрителям Чеховского фестиваля показал гениальный экс-кукольник Филипп Жанти.

И пусть сделал он это далеко не впервые («Неподвижные пассажиры» — парафраз его же спектакля пятнадцатилетней давности), чувство благоговения перед гением визуализации, никуда не делось. Кроме прочего, его фантастически красивый спектакль еще и политически ориентирован. Языком фактуры и жеста, Жанти рассказал зрителю историю человечества , предсказав к тому же апокалипсический финал.


Новая-старая постановка Жанти — нечто среднее между цирком, кукольным театром, драмой и пантомимой. Считанное с таких разных кодов зрелище подкупает сразу, — в нем отчетливо дыхание настоящей театральной поэзии. Здесь оживает абсолютно все: оберточная бумага становится символом бренной жизни, коробка в тканевых волнах — хрупкости выстроенных людьми защитных сооружений, резиновые пупсы — детьми, погубленными террористами. Жанти ловок жонглирует собственными метафорами, выстраивая при этом строгую концепцию: мы приближаемся к краху цивилизации. Для начала гениальный француз ошарашивает зал этой самой коробкой, одиноко скитающейся по волнам в безымянном океане жизни. В коробке — 10 пассажиров, у каждого из которых по несколько игрушечных рук и ног, они не знают, что с ними делать и следовательно — как принять себя и друг друга такими, какие они есть. Вымышленные волны множатся, и коробка разбивается на ячейки, в каждую из которых заключенным оказывается резиновое тельце эмбриона с головой человека. Люди-уродцы не готовы договариваться, а потому выплывают (или не выплывают) по-одному.

Неутомимое воображение Жанти забрасывает их в тревожно-желтую пустыню с розовым солнцем и красным воздухом. Восточные одежды на некоторых пассажирах как условный и отлично считываемый знак опасности. Тут как тут возникают игрушечные нефтяные биржи, слышится машинный гул, вой сирен и ропот обиженных-оскорбленных. Топливные войны — залог всех террористических смертей на планете. Жанти не зря дает своим актерам реплики на русском (в которых слышится имя Анны Политковской). И не зря взрывает маленькие небоскребы из пластмассы, намекая на американскую трагедию с башнями-близнецами.

Страшная сцена с рождением пупсов кажется видением из ночного кошмара, обрывком жуткого видения, работой подсознания. Одни пассажиры, словно курицы, несущие яйца, с характерным кудахтаньем рожают пупсов, другие складывают их в кучи, третьи пытаются убаюкать, четвертые остервенело отрывают у них руки и ноги. Круговорот пупсов в театральном пространстве как бесконечное перерождение людей на земле. Как бы мы ни прятались каждый в своей коробке, ни отнекивались от отцов и ни искали друзей, ни убивали себе подобных, мы живем дальше. И живем плохо.

К искусству Жанти не применимо понятие назидательности, однако его спектакль — спектакль на злобу дня. С помощью всех этих эффектных превращений неживого в живое и обратно, он намекает на тщетность любых усилий, на отсутствие хоть сколько-нибудь оправданных целей, на тупую и ненужную гонку, в итоге на наш общий печальный всеконец.

В «Пассажирах» ближе к финалу есть сцена (она же, кстати, растиражирована на французских афишах), когда актеры бегут вместе с большой марионеткой, которая сначала являет собой картонный остов, затем становится железным дровосеком, затем меняет доспехи на костюм менеджера среднего звена, который, пока бежит, топчет всех вокруг. Так вот на ней, этой сцене, зиждется трагическая философия сегодняшнего Филиппа Жанти. Финал любой беготни — смерть (голова, прикрепленная к болтающемуся в небе куску бумаги). Эта же бумага станет саваном, в котором похоронят героев. И из нее же они потом возникнут вновь. Однако игра в непрекращающееся перерождения тоже конечна. Жанти не оставляет тугодумному человечеству шанса, — один порыв мусорного ветра, и людей, вместе с бумагой, уносит прочь. На сцене останется один-единственный резиновый пупс. Но что он может против пустыни, войн, катастроф и прочих несовершенств — один?
 

Отзывы о «Рецензия на спектакль «Неподвижные пассажиры»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

17 октября (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 октября (ср) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

3 октября (ср) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 3 октября (ср) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 октября (сб) | 12:00 | Большой театр, балет 20 октября (сб) | 12:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

23 сентября (вс) | 19:00 | Театр им. Ермоловой, драма 23 сентября (вс) | 19:00

Отличная трагикомедия с Иваном Янковским в роли разочарованного в себе героя.

24 октября (ср) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 24 октября (ср) | 20:00

Радикальный спектакль Константина Богомолова по философскому роману Томаса Манна.