Буря

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
30 мая 2011

Рецензия на спектакль «Буря»

В новом русском спектакле Деклана Донеллана шекспировский Просперо не обретает нового буржуазного счастья, но тоскует о потерянном рае тоталитаризма.

Первая постановка юбилейного Чеховского фестиваля вызвала прямо-таки массовую истерию, билеты закончились за 2 недели до начала показов, а на пресс-конференции, предваряющей главный театральный смотр, хедлайнером значился именно Доннелан. Практически обрусевший английский режиссер взялся представить на зрительский суд свою версию последней пьесы Шекспира. С его подачи «Буря» ворвалась в советский рай, выгнала оттуда идеального партийца Просперо и превратила его жизнь в бесконечную тоску по тугим пшеничным колоскам, плотным женщинам с серпами в руке и коллективных танцах .


Отнюдь не новый способ приблизить классику к действительности, впечатав аллюзии на день сегодняшний в плотную метафоричную ткань шекспировской пьесы, в этом случае оказался равен безвкусице. Во-первых, в дне сегодняшнем мало кто страдает по стране советов, во-вторых, символика «рай-коммунизм» давно утратила не только театральный, но и всякий другой смысл. А раз главный посыл спектакля не возбуждает публику, значит и все остальное катится в тартарары. Впрочем, по порядку.

Маг Просперо (Игорь Ясулович), заманивший на свой остров своих врагов, живет в универсальных декорациях. Никакого намека на волшебные изыски или сказочные дали — есть только белые стены, белые двери и грязные металлические тазы для умывания. В них Просперо тщательно моет дочь и дает ей затрещину, когда она по наивности оголяет грудь перед страшилой Калибаном (Александр Феклистов), да и по по любому поводу тоже. Дочь (Анна Халилулина) отвечает папе тем же — по всей видимости, Доннелан увидел в прекрасной Миранде дикую девочку-Маугли, не знакомую с земными порядками и человеческим поведением.

Озлобление и нежность, жестокость и доброта, — отношения отца и дочери выпестованы здесь с особой тщательностью и бытовыми подтекстами. Просперо безумно любит дочь, ревнует ее к будущему и в то же время этого будущего ей страстно желает. Он постоянно испытывает возлюбленного Миранды Фердинанда, без конца оттягивает момент их близости. Кстати, любовные сцены этих двоих неубедительны и фальшивы, — театральная молодежь привыкла стараться.

Больше, чем счастьем дочери, Просперо занят жаждой мести. Доннелан отказал герою Шекспира в благородстве и любых красивостях (все-таки Просперо мудрец, повелевающий стихиями) — здесь он вконец измученный обидами и унижением старик. Ему жаль прошлого, он негодует, что брат, заключив сделку с королем Неаполя, лишил его титула и отправил в открытое море искать смерти. Он томим воспоминаниями о собственной власти на другом берегу и сомнениями в том, что вернувшись в Милан (Москву?), будет там кому-нибудь нужен. Впрочем, советская закалка работает на него и на острове. Просперо завел здесь вполне себе сталинские порядки. Железной рукой обращенный в рабство Калибан (в спектакле Донеллана приобретший черты человека, страдающего от болезни Дауна) плюется, но выполняет приказы, откликается на слово «тварь» и жаждет свергнуть властителя. Бесплотный Ариэль представляет собой армию членов КГБ в дорогих костюмах, они организуют музыку, когда это необходимо, и незаметно и профессионально расставляют ловушки. Беспрекословная стража системы. И опять-таки никакого волшебства.

Сам Просперо подобно советскому вседержителю всегда уверен в том, что знает, как лучше для его поданных и гостей-врагов. К примеру, чтобы испытать безмозглых пьяницу Стефано и озабоченного гея Тринкуло, он переносит их в бутик, и те беснуются от удовольствия примерить брендовые вещи и аксессуары. А на помолвку дочери маг «заказывает» ностальгический праздник урожая. Обе сцены смотрятся дико. Но если первая только вторична и пошла, вторая просто немыслима. На экране нарезка из советской кино-попсы, из колонок звучат марши и лозунги. В этот несуществующий праздник Просперо вроде как мечтает вернуться и туда же отправляет дочь. Однако в финале он уже не уверен, что нужен в этом раю, наконец, есть ли этот рай на земле.

Антиутопические выводы режиссера, хоть и прозрачны, но неубедительны. Спектакль как будто рассыпается на глазах, смотрится откровенно старомодно. Кто и где только не задавал политические вопросы зрительному залу и не выводил на авансцену мрачную иронию по поводу несбывшегося коммунистического рая. Спасает положение только игра состоявшихся актеров-мэтров(все тот же Ясулович, Жигалов, Леньков, Феклистов) и их не всегда удачные, но все же попытки поменять вектор и оправдать Шекспира. Сыграть что-то не про утопию, а про чувства, судьбу и волю к всепрощению.

Отзывы о «Рецензия на спектакль «Буря»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

17 октября (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 октября (ср) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

3 октября (ср) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 3 октября (ср) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 октября (сб) | 12:00 | Большой театр, балет 20 октября (сб) | 12:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

23 сентября (вс) | 19:00 | Театр им. Ермоловой, драма 23 сентября (вс) | 19:00

Отличная трагикомедия с Иваном Янковским в роли разочарованного в себе героя.

24 октября (ср) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 24 октября (ср) | 20:00

Радикальный спектакль Константина Богомолова по философскому роману Томаса Манна.