Отзывы о "Буря"

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
30 мая 2011

Рецензия на спектакль «Буря»

В новом русском спектакле Деклана Донеллана шекспировский Просперо не обретает нового буржуазного счастья, но тоскует о потерянном рае тоталитаризма.

Первая постановка юбилейного Чеховского фестиваля вызвала прямо-таки массовую истерию, билеты закончились за 2 недели до начала показов, а на пресс-конференции, предваряющей главный театральный смотр, хедлайнером значился именно Доннелан. Практически обрусевший английский режиссер взялся представить на зрительский суд свою версию последней пьесы Шекспира. С его подачи «Буря» ворвалась в советский рай, выгнала оттуда идеального партийца Просперо и превратила его жизнь в бесконечную тоску по тугим пшеничным колоскам, плотным женщинам с серпами в руке и коллективных танцах .


Отнюдь не новый способ приблизить классику к действительности, впечатав аллюзии на день сегодняшний в плотную метафоричную ткань шекспировской пьесы, в этом случае оказался равен безвкусице. Во-первых, в дне сегодняшнем мало кто страдает по стране советов, во-вторых, символика «рай-коммунизм» давно утратила не только театральный, но и всякий другой смысл. А раз главный посыл спектакля не возбуждает публику, значит и все остальное катится в тартарары. Впрочем, по порядку.

Маг Просперо (Игорь Ясулович), заманивший на свой остров своих врагов, живет в универсальных декорациях. Никакого намека на волшебные изыски или сказочные дали — есть только белые стены, белые двери и грязные металлические тазы для умывания. В них Просперо тщательно моет дочь и дает ей затрещину, когда она по наивности оголяет грудь перед страшилой Калибаном (Александр Феклистов), да и по по любому поводу тоже. Дочь (Анна Халилулина) отвечает папе тем же — по всей видимости, Доннелан увидел в прекрасной Миранде дикую девочку-Маугли, не знакомую с земными порядками и человеческим поведением.

Озлобление и нежность, жестокость и доброта, — отношения отца и дочери выпестованы здесь с особой тщательностью и бытовыми подтекстами. Просперо безумно любит дочь, ревнует ее к будущему и в то же время этого будущего ей страстно желает. Он постоянно испытывает возлюбленного Миранды Фердинанда, без конца оттягивает момент их близости. Кстати, любовные сцены этих двоих неубедительны и фальшивы, — театральная молодежь привыкла стараться.

Больше, чем счастьем дочери, Просперо занят жаждой мести. Доннелан отказал герою Шекспира в благородстве и любых красивостях (все-таки Просперо мудрец, повелевающий стихиями) — здесь он вконец измученный обидами и унижением старик. Ему жаль прошлого, он негодует, что брат, заключив сделку с королем Неаполя, лишил его титула и отправил в открытое море искать смерти. Он томим воспоминаниями о собственной власти на другом берегу и сомнениями в том, что вернувшись в Милан (Москву?), будет там кому-нибудь нужен. Впрочем, советская закалка работает на него и на острове. Просперо завел здесь вполне себе сталинские порядки. Железной рукой обращенный в рабство Калибан (в спектакле Донеллана приобретший черты человека, страдающего от болезни Дауна) плюется, но выполняет приказы, откликается на слово «тварь» и жаждет свергнуть властителя. Бесплотный Ариэль представляет собой армию членов КГБ в дорогих костюмах, они организуют музыку, когда это необходимо, и незаметно и профессионально расставляют ловушки. Беспрекословная стража системы. И опять-таки никакого волшебства.

Сам Просперо подобно советскому вседержителю всегда уверен в том, что знает, как лучше для его поданных и гостей-врагов. К примеру, чтобы испытать безмозглых пьяницу Стефано и озабоченного гея Тринкуло, он переносит их в бутик, и те беснуются от удовольствия примерить брендовые вещи и аксессуары. А на помолвку дочери маг «заказывает» ностальгический праздник урожая. Обе сцены смотрятся дико. Но если первая только вторична и пошла, вторая просто немыслима. На экране нарезка из советской кино-попсы, из колонок звучат марши и лозунги. В этот несуществующий праздник Просперо вроде как мечтает вернуться и туда же отправляет дочь. Однако в финале он уже не уверен, что нужен в этом раю, наконец, есть ли этот рай на земле.

Антиутопические выводы режиссера, хоть и прозрачны, но неубедительны. Спектакль как будто рассыпается на глазах, смотрится откровенно старомодно. Кто и где только не задавал политические вопросы зрительному залу и не выводил на авансцену мрачную иронию по поводу несбывшегося коммунистического рая. Спасает положение только игра состоявшихся актеров-мэтров(все тот же Ясулович, Жигалов, Леньков, Феклистов) и их не всегда удачные, но все же попытки поменять вектор и оправдать Шекспира. Сыграть что-то не про утопию, а про чувства, судьбу и волю к всепрощению.

Отзывы о «Рецензия на спектакль «Буря»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

28 марта (чт) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, драма 28 марта (чт) | 19:00

Главный хит Юрия Бутусова о том, как трудно быть добрым.

21 марта (чт) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 21 марта (чт) | 19:00

Строгая и почти классическая постановка Богомолова.

9 апреля (вт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 9 апреля (вт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

Выбор редакции

21 марта (чт) | 20:00 | Школа драматического искусства, драма 21 марта (чт) | 20:00

27 марта (ср) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка), Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 27 марта (ср) | 19:00

Ремейк знаменитого спектакля Олега Табакова о судьбе скрипача-еврея в 30-ые годы XX века.

6 апреля (сб) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 6 апреля (сб) | 20:00

Спектакль Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова, посвященный великой поэтессе.

26 марта (вт) | 19:00 | Театр наций, драма 26 марта (вт) | 19:00

Ингеборга Дапкунайте в роли «русской Дитрих» — Любови Орловой.

26 марта (вт) | 19:00 | Центр драматургии и режиссуры. Сцена на Соколе, драма 26 марта (вт) | 19:00

Ностальгический спектакль Владимира Панкова с Еленой Яковлевой в главной роли.

Выбор редакции

21 марта (чт) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 21 марта (чт) | 20:00

Рассказ Юрия Мамлеева «Жених» и фрагменты повести Чехова «Степь»в одном спектакле.

Выбор редакции

31 марта (вс) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, музыкально-драматический 31 марта (вс) | 20:00

Музыкальный спектакль в жанре «кабаре», в основе которого – 12 песен лидера группы «Гражданская оборона» Егора Летова и певицы Янки Дягилевой.

Выбор редакции

22 марта (пт) | 19:00 | Музей и общественный центр им. Андрея Сахарова, современный танец 22 марта (пт) | 19:00

Перформативная сенсация в стиле буто по мотивам жизни и творчества Камиллы Клодель.

Премьера

24 марта (вс) | 12:00 | Музыкальный театр им. Н. И. Сац, балет, детский 24 марта (вс) | 12:00

Балет по мотивам сказки Шарля Перро, приуроченный к 200-летию Мариуса Петипа.