Отзывы о "Буря"

Оценка редакции
Алена Данилова
30 мая 2011

Рецензия на спектакль «Буря»

Чеховский театральный фестиваль в этом году открыла «Буря» в постановке соотечественника автора Деклана Доннеллана. Шекспира землячество не спасло.

Британский режиссер и его верный сценограф Ник Ормерод снова замахнулись на многострадального Барда. В ролях — привычная по предыдущим русскоязычным спектаклям Доннеллана команда во главе с Игорем Ясуловичем и Александром Феклистовым с отчасти подкорректированным составом.

«Бурю» сыграли в трех белых стенах — сценография, которую можно было бы назвать стильной в духе минимализма, не будь она в плохом смысле универсальной. На протяжении довольно медлительного, несмотря на скромный хронометраж, спектакля успеваешь прикинуть на беленую ширму с дверями, подпертую живописными песчаными холмиками, дюжину разномастных пьес — от Вампилова с Брехтом до Мольера с Островским. Ложатся, увы, как миленькие.


По универсальному пространству бродят персонажи в универсальных брючных двойках — потерпевшие кораблекрушение итальянские чиновники и устроивший его волшебник Просперо, некогда от их рук пострадавший. Развитие состоит в том, что сначала все ходят мокрые и неотутюженные, а потом — когда Просперо их прощает — переодеваются в костюмчики с иголочки.

О чем таком Деклан Доннеллан ставил свою «Бурю», пытаешься угадать всю первую половину спектакля. Вот сидит на авансцене Игорь Ясулович — Просперо, а за его спиной бушует шорм и, вываливаясь из дверей, тонут его враги. Вот появляется дочь Просперо Миранда (Анна Халилулина), а вслед за ней местная волшебная нежить Ариэль (Андрей Кузичев) и Калибан (Александр Феклистов), и все трое почему-то в ужасе шарахаются от нестрашного Ясуловича. Гм, смекает зритель, отрицательный в этой «Буре» Просперо, даром что пострадавший. И ждет продолжения. Но тут появляется молодой неаполитанский наследник Фердинанд (Ян Ильвес) и сразу начинает прытко и нехорошо наседать на Миранду, норовя расстегнуть ширинку. Гм, думает зритель, физиология вместо любви.

Люди в мокрых брюках шатаются по сцене туда-сюда, каждый явно в меру своих собственных способностей справляясь с текстом (Игорь Ясулович — в явно выигрышном положении, остальным Шекспир оказался не по зубам). Жесты актеров с интонациями и порой смыслом слов не совпадают как при паршивом дубляже голос с движением губ. Ариэль периодически перевоплощается в ВИА «Ариэль» и развлекает приунывшую публику — потому что, честное слово, скучно чудовищно — мелодичным поп-фолком. Зрительская мысль дальше «гм...» уже не движется. Но тут вдруг все оживает. Под звуки гимна Александрова на сцену врываются три ахетипичные бабы в платках, а за ними хлопцы с серпами и долго поют и пляшут вприсядку. На белые стены транслируется хроника с сельхоз угодий СССР годов эдак 30-х. Зритель думает нецензурно и прощается с робкой надеждой на то, что этим Шекспиром ему что-то хотели сказать.

Спасибо, конечно, британскому режиссеру, так близко к сердцу принимающему российскую историю, что обманки советской мечты приходят ему на ум даже в связи с волшебством, которым Просперо зачаровал своих врагов. Нет, политические аллюзии — это для театра совсем неплохо, правда, обычно хочется чего-то свежего и тонкого, а не безнадежно просроченного лубка.

Отзывы о «Рецензия на спектакль «Буря»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

28 марта (чт) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, драма 28 марта (чт) | 19:00

Главный хит Юрия Бутусова о том, как трудно быть добрым.

21 марта (чт) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 21 марта (чт) | 19:00

Строгая и почти классическая постановка Богомолова.

Театр им. Евг. Вахтангова, драма

Маковецкий в суперхите Туминаса.

Выбор редакции

21 марта (чт) | 20:00 | Школа драматического искусства, драма 21 марта (чт) | 20:00

19 марта (вт) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка), Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 19 марта (вт) | 19:00

Ремейк знаменитого спектакля Олега Табакова о судьбе скрипача-еврея в 30-ые годы XX века.

6 апреля (сб) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 6 апреля (сб) | 20:00

Спектакль Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова, посвященный великой поэтессе.

19 марта (вт) | 19:00 | Театр на Таганке, драма 19 марта (вт) | 19:00

26 марта (вт) | 19:00 | Театр наций, драма 26 марта (вт) | 19:00

Ингеборга Дапкунайте в роли «русской Дитрих» — Любови Орловой.

26 марта (вт) | 19:00 | Центр драматургии и режиссуры. Сцена на Соколе, драма 26 марта (вт) | 19:00

Ностальгический спектакль Владимира Панкова с Еленой Яковлевой в главной роли.

Выбор редакции

21 марта (чт) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 21 марта (чт) | 20:00

Рассказ Юрия Мамлеева «Жених» и фрагменты повести Чехова «Степь»в одном спектакле.

19 марта (вт) | 19:00 | Центр им. Вс. Мейерхольда, драма 19 марта (вт) | 19:00

Юлия Пересильд и Андрей Бурковский в правдивой комедии о современной семейной жизни.

Выбор редакции

31 марта (вс) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, музыкально-драматический 31 марта (вс) | 20:00

Музыкальный спектакль в жанре «кабаре», в основе которого – 12 песен лидера группы «Гражданская оборона» Егора Летова и певицы Янки Дягилевой.