Алена Данилова
30 мая 2011

Рецензия на спектакль «Буря»

Чеховский театральный фестиваль в этом году открыла «Буря» в постановке соотечественника автора Деклана Доннеллана. Шекспира землячество не спасло.

Британский режиссер и его верный сценограф Ник Ормерод снова замахнулись на многострадального Барда. В ролях — привычная по предыдущим русскоязычным спектаклям Доннеллана команда во главе с Игорем Ясуловичем и Александром Феклистовым с отчасти подкорректированным составом.

«Бурю» сыграли в трех белых стенах — сценография, которую можно было бы назвать стильной в духе минимализма, не будь она в плохом смысле универсальной. На протяжении довольно медлительного, несмотря на скромный хронометраж, спектакля успеваешь прикинуть на беленую ширму с дверями, подпертую живописными песчаными холмиками, дюжину разномастных пьес — от Вампилова с Брехтом до Мольера с Островским. Ложатся, увы, как миленькие.


По универсальному пространству бродят персонажи в универсальных брючных двойках — потерпевшие кораблекрушение итальянские чиновники и устроивший его волшебник Просперо, некогда от их рук пострадавший. Развитие состоит в том, что сначала все ходят мокрые и неотутюженные, а потом — когда Просперо их прощает — переодеваются в костюмчики с иголочки.

О чем таком Деклан Доннеллан ставил свою «Бурю», пытаешься угадать всю первую половину спектакля. Вот сидит на авансцене Игорь Ясулович — Просперо, а за его спиной бушует шорм и, вываливаясь из дверей, тонут его враги. Вот появляется дочь Просперо Миранда (Анна Халилулина), а вслед за ней местная волшебная нежить Ариэль (Андрей Кузичев) и Калибан (Александр Феклистов), и все трое почему-то в ужасе шарахаются от нестрашного Ясуловича. Гм, смекает зритель, отрицательный в этой «Буре» Просперо, даром что пострадавший. И ждет продолжения. Но тут появляется молодой неаполитанский наследник Фердинанд (Ян Ильвес) и сразу начинает прытко и нехорошо наседать на Миранду, норовя расстегнуть ширинку. Гм, думает зритель, физиология вместо любви.

Люди в мокрых брюках шатаются по сцене туда-сюда, каждый явно в меру своих собственных способностей справляясь с текстом (Игорь Ясулович — в явно выигрышном положении, остальным Шекспир оказался не по зубам). Жесты актеров с интонациями и порой смыслом слов не совпадают как при паршивом дубляже голос с движением губ. Ариэль периодически перевоплощается в ВИА «Ариэль» и развлекает приунывшую публику — потому что, честное слово, скучно чудовищно — мелодичным поп-фолком. Зрительская мысль дальше «гм...» уже не движется. Но тут вдруг все оживает. Под звуки гимна Александрова на сцену врываются три ахетипичные бабы в платках, а за ними хлопцы с серпами и долго поют и пляшут вприсядку. На белые стены транслируется хроника с сельхоз угодий СССР годов эдак 30-х. Зритель думает нецензурно и прощается с робкой надеждой на то, что этим Шекспиром ему что-то хотели сказать.

Спасибо, конечно, британскому режиссеру, так близко к сердцу принимающему российскую историю, что обманки советской мечты приходят ему на ум даже в связи с волшебством, которым Просперо зачаровал своих врагов. Нет, политические аллюзии — это для театра совсем неплохо, правда, обычно хочется чего-то свежего и тонкого, а не безнадежно просроченного лубка.

Отзывы о «Рецензия на спектакль «Буря»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

17 октября (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 октября (ср) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

30 сентября (вс) | 19:00 | Театр имени Моссовета, драма 30 сентября (вс) | 19:00

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

3 октября (ср) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 3 октября (ср) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 октября (сб) | 12:00 | Большой театр, балет 20 октября (сб) | 12:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

24 октября (ср) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 24 октября (ср) | 20:00

Радикальный спектакль Константина Богомолова по философскому роману Томаса Манна.