В Ленкоме выпустили музыкальный спектакль по драматической поэме Ибсена с Антоном Шагиным в главной роли. Похоже, Марк Захаров зажег новую звезду.

Тех, кто знаком с «Пер Гюнтом» по одноименной сюите Грига, поспешим огорчить: ни мелодичного «Утра в горах», ни горестного «Плача Озе», ни бесовского хоровода в «Пещере горного короля» в спектакле нет. Лишь одна нежная песня Сольвейг проходит пунктиром среди тирольских, еврейских, восточных и прочих фольклорных напевов, под которые лихо отплясывает массовка, вышколенная хореографом Олегом Глушковым. Зато тех, кто общался с поэмой лично, можно успокоить. Ни глыб тяжеловесных монологов, ни странных персонажей непонятного происхождения в спектакле тоже не будет. Марк Захаров проделал титаническую работу, написав по сути своего «Пера Гюнта». В новой редакции герои Ибсена играют репликами в пинг-понг, и на подаче у них не изящные метафоры, а все больше смачные народные выражения, среди которых «кочерга тебе в задницу» – самое мягкое. Здесь Пер Гюнт – не какой-нибудь романтический бунтарь, а простой парень из норвежской глубинки. Но он смел, ловок и заряжен такой сумасшедшей энергией, что мог бы давать свет в недоразвитые районы, а вместо этого устраивает себе на голову приключения: то невесту со свадьбы украдет, то заявится к троллям, то вдруг рванет за наслаждениями на Восток и окажется в сумасшедшем доме.


В интерпретации Марка Захарова это заведение напоминает психбольницу из романа Кизи, где лечат «либеральное возбуждение» и «депрессивный радикализм», а на особо буйных надевают противогазы. Но из всех передряг Пера выручает Пуговичник – сказочный персонаж, отправляющий в утиль души тех, кто не нашел своего места в жизни.

Вот эта тема поисков своего пути и становится в спектакле главной. «Я чувствую, что рожден для великих дел, вот только не знаю, с чего начать», – говорит Пер. Такая трактовка проще, чем у Ибсена, где нужно уловить тонкое различие между заповедью «будь самим собой» и девизом троллей «будь самим собой доволен», зато понятнее.

Пера Гюнта от переплавки, как известно, спасла любовь Сольвейг, которая ждала своего непутевого друга 30 лет, как Кончита – графа Резанова. И было кого ждать. Играющий главную роль Антон Шагин невероятно пластичен и столь же обаятелен. Его Пер молод, горяч, движется стремительно, как шаровая молния, и кажется, сам черт ему не брат. Драматическая игра, правда, хромает, но это дело наживное. Так что Ленком, который всегда славился актерами-харизматиками, можно поздравить с удачным приобретением.

Марина Шимадина
Журнал «Ваш досуг» № 13 (6 - 17 апреля 2011 года)