Дмитрий Крымов поставил спектакль по «Темным аллеям», назвав его именами героинь бунинских рассказов «Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня». Сложился ли эффектный пазл в целостную картину?

Тот, кто знаком со спектаклями Дмитрия Крымова, знает, что от этого режиссера не стоит ожидать подробных инсценировок. Спектакли его Лаборатории — это всегда фантазии на заданную тему, изобретательный визуальный театр, где из подручных материалов возникают волшебные картины. Ворох желтых резиновых перчаток превращается в поле подсолнухов, а какой-то металлический утиль — в скелет Дон Кихота. В новом спектакле любовный цикл Бунина тоже стал лишь отправной точкой в свободном творческом полете.


Узнать в обрывках фраз и сюжетов рассказы «Галя Ганская», «Поздний час», «Таня», «Натали», «Волки» и другие может только наметанный глаз. Режиссер разъял их на части так же, как в начале спектакля двоечих сцены деловито распиливают одну из актрис, лежащую в большом картонном ящике. Таких фокусов в спектакле будет немало — за них отвечает иллюзионист Рафаэль Циталашвили. То за сценой вспыхнет пожар, то стул поедет сам по себе, то дама волшебным образом исчезнет, истает в объятиях кавалера.

Женщины тут — игрушки для мужчин. Они появляются из картонных коробок, как хрупкие фарфоровые куклы, и в них же исчезают — поломанные, покалеченные губительной мужской страстью. Самый эффектный выход у первой крымовской актрисы Анны Синякиной. «А не хочете ли компанию составить?» — пробивая каблучками картон, выбирается на свет божий нелепое картавое существо, юная проститутка из рассказа «Мадрид». Он единственный вошел в спектакль почти полностью. Только разговаривать девушке приходится не с клиентом, а с белым экраном, на который проецируются мужские реплики. Сделано это остроумно и со вкусом.

Еще один полноценный эпизод достался Марии Смольниковой, играющей брошенную эмигрантку из рассказа «Месть». Та самая распиленная в начале барышня ловко передвигается на коленях, очаровательно грассирует и строит глазки мужчинам, чтобы снова обрести ноги и пуститься в пляс под знойные звуки танго. Семеро элегантных господ во главе с Валерием Гаркалиным тщетно стараются разгадать секрет женской прелести. Препарируя девичье тело в буквальном смысле слова, они все пытаются выяснить, из чего только сделаны девушки. Из чулочек, перчаток, рюшек да оборок? Но алгеброй не поверить гармонию. И остается только вспоминать о той мимолетной, но страстной любви, которая обожгла когда-то «солнечным ударом». Помните, у Пастернака: «И память — в пятнах икр и щек, и рук, и губ, и глаз».

Так и воспоминания героев дробятся, рассыпаются на мелкие детали. Но в этой россыпи встречаются и весьма любопытные камешки.