В театре «Современник» родился спектакль, которому, судя по всему, гарантированы не только аншлаги, но и завидное кино-будущее.

В постановке под праздничным названием «С наступающим...» есть все, что нужно для народного хита — любимые актеры, нетривиальный, но внятный сюжет, отсутствие сложных театральных метафор и... фирменный юмор по-русски — чтобы было смешно и горько одновременно.


Пронзительную пьесу про реальных людей в реальном мире написал педагог Театрального института им. Щукина Родион Овчинников, он же ее и поставил. Спектакль не претендует на признание в высших театральных сферах, он, как говорится, и вашим, и нашим. Интеллектуалы найдут здесь отдохновение, пенсионеры — утешение, молодежь — праздник, а все остальные узнают в героях Сергея Гармаша и Леонида Ярмольника самих себя. Непутевых, несчастливых, грешных, но очень хороших людей. Жизнь побила каждого, и первые итоги они подводят в последний вечер старого года, случайно встретившись на лестничной клетке, вспомнив студенчество, страну, которой теперь нет, женщин, детей и свои поистрепавшиеся мечты.

Получив благодатный материал, Леонида Ярмольник не подвел давший ему карт бланш «Современник». Актер, почти 30 лет не выходивший на сцену, вдруг демонстрирует высший пилотаж — ни одной фальшивой ноты, никакого кривлянья... Его герой — отучившийся на актера новорусский еврей и успешный телеведущий Кирилл Цандер. У него есть все, только главного не хватает, — нелады с женой и детей своих нет... Новый год он встречает в одиночестве, в приступе отчаянной русской тоски вытаскивая праздничный стол к лифтам и наливая плюшевому медведю. По счастливому стечению обстоятельств Дедом Морозом на заказ, приехавшим поздравить его приемную дочь, оказывается однокашник Цандера — неудачливый актер и многодетный отец Михаил Громов.

А дальше — все как полагается — водка-селедка, разговоры за жизнь и слезы ностальгии. Периодически появляются соседи Цандера, в их компании происходят всякие забавные прелестности (друзья устраивают свадьбу двум поссорившимся влюбленным, читают стихи Пастернака, пьют водку с ветераном, поют хиты Бутусова и наказывают фальшивого Дон Жуана). Зал от души смеется и точно так же от души — сочувствует. Поскольку все монологи героев выкристаллизованы из нашего сегодня, они могли бы произносится любым не актером. Охваченные пьяным пафосом, Громов и Цандер не только вспоминают молодость и исповедуются другу другу. Главное (вот уж где душе-то порадоваться) — они обличают наше с вами сегодня. Достается всем, — советскому строю, который вдруг «оказался черной дырой», Сталину, Ксении Собчак, олигархам, танцам со звездами, театральным критикам, евреям...

Несмотря на то, что герои отчаянно непохожи — Цандер весел и обнадежен, Громов — мрачен и разочарован (звездное амплуа Гармаша засверкало здесь всеми гранями), оба они убедительны и как никто — реальны. Восторженный и прибалдевший от захлестнувшей волны искреннего актерского «накипело» зал аплодирует каждой реплике.

И это ничего, что драматургия поверхностна и неглубока и что разница в социальных положениях у героев слишком велика (бедные богатых, как известно, не прощают), и что при всей широте своей псевдорусской души Цандер никак не мог кормить колбасой дурно пахнущего бомжа, необходимый эффект достигнут, — благодарный зал аплодирует народной правде, высказанной со сцены вот так — страстно и очень вдруг.

В финале голос жены Цандера (Чулпан Хаматова) скажет необязательную здесь, но понятную в праздничном спектакле фразу — «если ты будешь хорошо себя вести, через 5 месяцев у нас родится сын». В конец раздухарившиеся герои ее не услышат, они побегут спасать «Оку» ветерана, которую добрые дворники собираются вынести вместе с мусором, а молодежь стрельнуть петардами.

«С наступающим» — во всех отношениях трогательный спектакль. Новогодняя канитель вертится под музыку Михаила Гоберника, элегантно сыгранную, на минуточку, Башметом, Мацуевым и Бутманом... За окнами современного дома идет снег (сценография Александра Боровского), а на столе догорают свечи.

В общем, жизнь продолжается, — а что еще нужно для спектакля к празднику? Только надежда на то, что после Нового года, «Современник» решится на что-то более серьезное, но не менее качественное. И да — еще на то, что слухи о том, что спектакль превратится в фильм, окажутся правдой.