Мышеловка

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
15 февраля 2011

Рецензия на спектакль «Мышеловка»

Идеальный спектакль выходного дня предложил вниманию зрителей Театр им. Пушкина.

После неудачи с «Турандот» Богомолова театр сделал ставку на старую добрую классику, безо театральных экивоков и компромиссов с новаторами. В качестве литературного материала выбрали старомодную и тем не менее бьющую все рекорды популярности у себя на родине историю «королевы детектива» Агаты Кристи (в Лондоне «Мышеловка» беспрерывно идет с 1952 года). Поставить ее в театре взялась Надежда Аракчеева, предпочтя строгость и сдержанность любой другой режиссерской манере.


Вообще пьесу репрезентативного жанра ставить всегда непросто, однако Надежда Аракчеева сумела сделать это, избежав затянутости и занудства. Фальши, которая не редкость, если ставят что-то несовременное, тоже не наблюдалось. Во многом это объясняется тем, что в действие был добавлен комический элемент. Немного жаль, что Аракчеева побоялась сделать его изюминкой постановки. Провинциальную историю Кристи про убийцу-маньяка, оказавшегося в отрезанном от мира семейном пансионе, очевидно невозможно ставить всерьез, поэтому так необходимы здесь добрая ирония и свежие шутки.

Без них современный зритель вполне имеет право пожать плечами, — мол, что здесь смотреть? Агата Кристи, как известно, исключила из своих книг все стереотипы полицейских романов, как то: описания ужасов или смакование жестокости. Раскрытие преступления «по Кристи» не изобилует эффектами, в героях здесь не ходят необыкновенные личности и нечеловеческий ужас ни на кого не нагоняют.

В маленьком семейном отеле принимает первых посетителей парочка Молли и Джайлс Рэлстоны. Когда все их гости собираются, начинается снежный буран. Хозяева отеля, их приятные и не очень приятные постояльцы, оказываются отрезанными от всего мира. А к вечеру в гостиной они находят труп. Последующее многообещающее расследование — и есть вся история. У зрителя на глазах преследователи становятся преследуемыми, а обвинители — обвиняемыми. Обычный «интуитивный» детектив, главными героями которого оказались обычные люди: в этой пьесе — мелкие буржуа, судья, майор и парочка недолюбленных в детстве, а потому обреченных на не удел в зрелости персонажей. И все же пьеса Агаты Кристи интересна. А если учесть, что театральное обрамление «пушкинцы» выбрали единственно верное, не нарочитое, смотрится она на одном дыхании.

И, надо сказать, сильно тяготеет к очерку нравов. Характеры странных постояльцев злополучного пансиона выписаны несколько поверхностно, зато с тонокой иронией и доброжелательностью. Молли (Екатерина Клочкова) миловидная приятная женщина, бывшая учительница, Джайлс, ее муж (Алексей Дадонов) — такой же законопослушный гражданин, немного чуресчур ревнивый, миссис Бойл (Нина Попова) — язвительная и злая старушенция с манией величия. Кристофер Рен (Алексей Воропанов) — эксцентричный молодой человек, миссис Кейсуэлл (Ирина Петрова) — одетая в мужской костюм и претендующая на брутальность дама. Еще есть мистер Паравичини (Андрей Сухов), напудренный и накрашенный мелкий мошенник, еще один «адекватный» постоялец майор Меткаф (Александр Матросов), ну и, наконец, самозванный сержант Троттер (Александр Анисимов) с целой кучей скелетов в шкафу.

Вся эта развеселая шайка держит зрителя в напряжении: их расследование не основано на сборе улик и доказательств, скорее на содержании диалогов и наблюдении за поведением друг друга. Зритель втягивается в игру, и если он не читал детектив, то для него игра эта оканчивается самым неожиданным образом.

Декорации предсказуемые, но не скучные. Перед зрителем уютная гостиная пансиона, с торшерами, мягкими креслами и старенькой радиолой. .. Единственное, что вызывает некоторое недоумение — окна в пол, за которыми — подсвеченный фотозадник с изображением заснеженных лесов. Если учесть, что место и время действия этой истории — дом в горах зимой, то застекленная и прохладная на вид веранда — это по меньшей мере странно. Впрочем, смотрится эффектно и по-киношному.

«Мышеловка» — подарок целевой аудитории театра, добротный зрительский спектакль. Он не претендует ни на что большее, но и своей со своей задачей — по-умному развлечь — справляется на все сто процентов.
 

Отзывы о «Рецензия на спектакль «Мышеловка»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

17 октября (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 октября (ср) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

3 октября (ср) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 3 октября (ср) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 октября (сб) | 12:00 | Большой театр, балет 20 октября (сб) | 12:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

23 сентября (вс) | 19:00 | Театр им. Ермоловой, драма 23 сентября (вс) | 19:00

Отличная трагикомедия с Иваном Янковским в роли разочарованного в себе героя.

24 октября (ср) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 24 октября (ср) | 20:00

Радикальный спектакль Константина Богомолова по философскому роману Томаса Манна.