Наталья Витвицкая
17 декабря 2010

Рецензия на спектакль «Голос женщины»

В театре «Новая опера» зазвучал «Голос женщины». Женщины обреченной — вечно страдающей, фатально одинокой и зовущей того, кого нет.

В триединстве моноопер режиссер Алла Чепинога раскрыла главную женскую тему, — неизбывную тоску по большой любви. В первом случае («Нежность») это плач по любви утерянной, во втором («Письмо незнакомки») — по любви неразделенной, в третьем («Ожидание») — любви, еще не случившейся.


Исповедальность трех актов этой сугубо женской драмы вызывающая, рискованная. Здесь очень легко сфальшивить в эмоциях: женские судьбы похоронены во имя чувства, которого или не было, или не будет. Одна героиня прыгает с крыши, узнав, что ее покинул возлюбленный, вторая с отроческих лет молится на человека ей незнакомого, третья просто ждет на лавочке героя мечты.

В большую половину спетого-сыгранного и так верится с большим трудом, так еще и играют в эту трагическую незатейливость Елена и Ольга Терентьевы, Татьяна Смирнова и Марина Жукова, как говорится, на разрыв аорты. С заламыванием рук, стенаниями и плачем.

На сцене все три акта стоит непонятная железная конструкция в стиле хай-тек, отделяющая оркестр от актеров. Она, по всей видимости, призвана символизировать урбанистические джунгли и бездушие железобетонных городов-монстров. На гигантском экране постоянно меняется видеоряд: вот московский «Сити», а вот кровяные пятна на плохо читаемых письмах.

Монооперу Губаренко артистки исполняют в белоснежных атласных платьях с блестящими шлейфами (они — невесты, покинутые перед свадьбой). Партии, написанные Спадавеккиа, Татьяна Смирнова поет то ли в платье, то ли в смирительной рубашке. Наконец, про ожидание Таривердиева — Марина Жукова, облачившись в зеленые (цвет надежды) одежды.

Сценические символы слишком банальны, их не интересно разгадывать. То же касается и смысловых метаморфоз. Очевидна здесь какая-то примитивность чувствования, а вовсе не оправданная бы предложенными обстоятельствами избыточность этой самой большой любви.

Теперь о музыке, которая, собственно, спасает постановку. В оперный триптих объединены три совершенно разных произведения, но все три принадлежат знаменитым композиторам XX века.

У Виталия Губаренко — изобретателя жанра «опера в письмах» — в получасовое действо включены четыре контрастных вокальных раздела, перемежающиеся симфоническими интерлюдиями. Эти четыре акта и есть четыре письма женщины к мужчине. Для музыки характерна острая экспрессия, даже некоторая жесткость. Оркестр состоит из струнных, ударных и флейты (они играют лязг и бездушие окружающего мира), с оркестром борется как может одинокое сопрано (голос любви).

В моноопере Спадавеккиа музыка эквивалентна страданиям незнакомки, ноты мечутся, музыка визжит, кричит, затихает, убаюкивает... Сложнейшая сольная партия (очень тонкая нюансировка) требует концентрации всех сил певицы, ей нужно перезвучать расширенный оркестр, спеть партию умалишенной, которая в прямом смысле слова потеряла рассудок от своей любви.

Монооопера Таривердиева «Ожидание» — самая интимная вещь в этом любовном миксе. Ее не испортить ни слишком очевидными стараниями солистки попасть в нужное настроение, ни кощунственным сценическим хэппи-эндом (в финале Он все же появляется, и она бежит в распахнутые объятия, плача и смеясь от счастья). Поэма Роберта Рождественского идеально ложится на музыку. Это озвученная психология, глубокая, сложная, женская. Утешающее начало заложено и в словах, и в нотах, светлая грусть здесь очевидна, она как бы парит надо всем и оправдывает любые страдания. А эстрадная манера исполнения оперной вещи («третье направление» — попытка композитора соединить популярную и серьезную музыку) делает произведение понятным даже неподготовленному слушателю.

Возможно, недостатки постановки со временем исчезнут, и любовь споют убедительнее, чем сейчас, но даже в таком варианте премьера «Голоса женщины» может считаться удачной. Как раз тот случай, когда говорят «хорошо, но бывает и лучше».

Отзывы о «Рецензия на спектакль «Голос женщины»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

Выбор редакции

23 декабря (вс) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 23 декабря (вс) | 19:00

Радикальный Булгаков под музыку Майкла Джексона и Pink Floyd.

10 января (чт) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 10 января (чт) | 19:00

Веселый спектакль о судьбе двух сестёр.

24 декабря (пн) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 24 декабря (пн) | 19:00

Интеллектуальная комедия о великом немецком философе.

25 декабря (вт) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, драма 25 декабря (вт) | 19:00

Одна из величайших пьес Шекспира в сдержанной версии Деклана Доннеллана, обращенной в современность.

2 января (ср) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 2 января (ср) | 19:00

Комедия Мольера в адаптации Дмитрия Быкова.

17 декабря (пн) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 декабря (пн) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

15 декабря (сб) | 14:00 | Московский театр оперетты, мюзикл 15 декабря (сб) | 14:00

Самый удачный пример российского мюзикла.

22 декабря (сб) | 12:00 | Большой театр, балет, детский 22 декабря (сб) | 12:00

Самый новогодний балет, смотреть который в преддверии праздников — давно традиция.

13 декабря (чт) | 19:00 | Гоголь-центр, драма 13 декабря (чт) | 19:00

Осовремененный Некрасов от Кирилла Серебренникова.

Самые эффектные и смешные спектакли, которые непременно поднимут настроение.

4 января (пт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 4 января (пт) | 19:00

Красочная комедия с Сергеем Маковецким в главной роли.

21 декабря (пт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 21 декабря (пт) | 19:00

Лаконичный и страшный спектакль о силе рока.