Голос женщины

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
17 декабря 2010

Рецензия на спектакль «Голос женщины»

В театре «Новая опера» зазвучал «Голос женщины». Женщины обреченной — вечно страдающей, фатально одинокой и зовущей того, кого нет.

В триединстве моноопер режиссер Алла Чепинога раскрыла главную женскую тему, — неизбывную тоску по большой любви. В первом случае («Нежность») это плач по любви утерянной, во втором («Письмо незнакомки») — по любви неразделенной, в третьем («Ожидание») — любви, еще не случившейся.


Исповедальность трех актов этой сугубо женской драмы вызывающая, рискованная. Здесь очень легко сфальшивить в эмоциях: женские судьбы похоронены во имя чувства, которого или не было, или не будет. Одна героиня прыгает с крыши, узнав, что ее покинул возлюбленный, вторая с отроческих лет молится на человека ей незнакомого, третья просто ждет на лавочке героя мечты.

В большую половину спетого-сыгранного и так верится с большим трудом, так еще и играют в эту трагическую незатейливость Елена и Ольга Терентьевы, Татьяна Смирнова и Марина Жукова, как говорится, на разрыв аорты. С заламыванием рук, стенаниями и плачем.

На сцене все три акта стоит непонятная железная конструкция в стиле хай-тек, отделяющая оркестр от актеров. Она, по всей видимости, призвана символизировать урбанистические джунгли и бездушие железобетонных городов-монстров. На гигантском экране постоянно меняется видеоряд: вот московский «Сити», а вот кровяные пятна на плохо читаемых письмах.

Монооперу Губаренко артистки исполняют в белоснежных атласных платьях с блестящими шлейфами (они — невесты, покинутые перед свадьбой). Партии, написанные Спадавеккиа, Татьяна Смирнова поет то ли в платье, то ли в смирительной рубашке. Наконец, про ожидание Таривердиева — Марина Жукова, облачившись в зеленые (цвет надежды) одежды.

Сценические символы слишком банальны, их не интересно разгадывать. То же касается и смысловых метаморфоз. Очевидна здесь какая-то примитивность чувствования, а вовсе не оправданная бы предложенными обстоятельствами избыточность этой самой большой любви.

Теперь о музыке, которая, собственно, спасает постановку. В оперный триптих объединены три совершенно разных произведения, но все три принадлежат знаменитым композиторам XX века.

У Виталия Губаренко — изобретателя жанра «опера в письмах» — в получасовое действо включены четыре контрастных вокальных раздела, перемежающиеся симфоническими интерлюдиями. Эти четыре акта и есть четыре письма женщины к мужчине. Для музыки характерна острая экспрессия, даже некоторая жесткость. Оркестр состоит из струнных, ударных и флейты (они играют лязг и бездушие окружающего мира), с оркестром борется как может одинокое сопрано (голос любви).

В моноопере Спадавеккиа музыка эквивалентна страданиям незнакомки, ноты мечутся, музыка визжит, кричит, затихает, убаюкивает... Сложнейшая сольная партия (очень тонкая нюансировка) требует концентрации всех сил певицы, ей нужно перезвучать расширенный оркестр, спеть партию умалишенной, которая в прямом смысле слова потеряла рассудок от своей любви.

Монооопера Таривердиева «Ожидание» — самая интимная вещь в этом любовном миксе. Ее не испортить ни слишком очевидными стараниями солистки попасть в нужное настроение, ни кощунственным сценическим хэппи-эндом (в финале Он все же появляется, и она бежит в распахнутые объятия, плача и смеясь от счастья). Поэма Роберта Рождественского идеально ложится на музыку. Это озвученная психология, глубокая, сложная, женская. Утешающее начало заложено и в словах, и в нотах, светлая грусть здесь очевидна, она как бы парит надо всем и оправдывает любые страдания. А эстрадная манера исполнения оперной вещи («третье направление» — попытка композитора соединить популярную и серьезную музыку) делает произведение понятным даже неподготовленному слушателю.

Возможно, недостатки постановки со временем исчезнут, и любовь споют убедительнее, чем сейчас, но даже в таком варианте премьера «Голоса женщины» может считаться удачной. Как раз тот случай, когда говорят «хорошо, но бывает и лучше».

Отзывы о «Рецензия на спектакль «Голос женщины»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

21 сентября (пт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 21 сентября (пт) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 сентября (чт) | 19:00 | Театр наций, драма 20 сентября (чт) | 19:00

Миронов, Хаматова, Боярская в очень современной версии чеховской пьесы.

23 сентября (вс) | 19:00 | Театр им. Ермоловой, драма 23 сентября (вс) | 19:00

Отличная трагикомедия с Иваном Янковским в роли разочарованного в себе героя.

драма

Осовремененный Чехов в режиссуре Виктора Рыжакова.

Фестиваль

28 сентября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 28 сентября (пт) | 19:00

Спектакль–размышление о свободе в полицейском государстве.