Оперетта понарошку

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
8 декабря 2010

Рецензия на спектакль «Оперетта понарошку»

О том, в каком незабываемом дурдоме мы живем, написал пьесу Валер Новарина и поставил спектакль Кристоф Фетрие.

Школу драматического искусства можно поздравить, — «Оперетта понарошку» имеет все шансы прижиться на столичной сцене. Этому, впрочем, способствует не столько рискованный материал абсурдиста Новари, сколько самозабвенная игра ни во что актеров во главе с Оксаной Мысиной. Ей, а также Софье Ефимовой, Марии Чирковой, Никите Селедцеву, Марии Буровой и прочим удалось превратить бессодержательность в содержание и вынести оправдательный приговор человеческой беспомощности и бессмыслице жизни.


Спектакль француза Кристофа Фетрие представляет собой жанровую и стилевую разноголосицу: здесь зрителю показывают и слэпстик, и площадную клоунаду, и какой-никакой балет танцуют, и оперу поют. Эксцентрика высшей пробы снижает всякий театральный пафос, и вообще пафос как таковой.

На сцене — человеческая история во всей красе. История не просто некрасивая, но абсурдная до самого основания. Войны, поклонение Золотому Тельцу, брачные узы, смерть, любовь, земная еда и пища духовная... Трагичное превращено здесь в смешное. Новари, продолжатель традиций Хармса и Беккета, издевается надо всем, развивает теорию хаоса. Человеческое существование для него эквивалентно понятию бессмыслицы. Действия людей рассогласованы, рассуждения глупы и неверны, слова вообще не имеют смысла . Поэтому литературная основа спектакля для неискушенного зрителя — откровенный бред, зачастую полный неизвестных слов. «Катись-трудись, ишачь-горбай, работай раб и граб! Давай-дави, дави-давай! И прибыль прибывай».

Однако оправдать такие песенные тексты все же можно: театр Новари критики называют «театром для слуха». Метаморфозы речи сами по себе не важны, но они двигают все действие, замыкают его на себе. Нет сюжета, нет первопричины, зато есть речь сама по себе, как есть бытие. Это своего рода антитеатр, который ратует за кончину всякого смысла.

Что важно, — во всей этой абракадабре присутствует элемент комизма. Все происходящее и звучащее на сцене воспринимается как цирк. У актеров нет характеров, образов, Личности... Они как бесполые куклы. Внездешний Житель, Смертник, Пантагоническая Тетка, Тружильный Труженик сбиваются в маленькую человеческую стаю,чтобы противостоять жизни с нелепым и ничем не оправданным выражением гордости на лице. У каждого из них в руках есть предмет-символ. У одного — буденовка, у другого — валенки, у третьего — самовар или фата невесты. Все вместе они — нелепое и смешное целое. Цепляются друг за друга и уверенно двигаются к трагическому финалу. Их жалко, потому что они — это мы.

«Не вари теленка в молоке его матери, не храни сгущенку на обогревателе» — поют хористы, переодетые в ангелов,и зрители вместе с героями окончательно тонут в волнах гротеска.

Кстати, оркестр и хор под управлением Вартана Ерицяна играет в «Оперетте» не последнюю роль. Дирижер не только сам написал партитуру, смешав блюз, баховские фуги, оперу Россини, григорианский хорал... Он сделал себя одним из героев пьесы. Ерицян дирижирует всем спектаклем, как Бог — людьми. Периодически выпрыгивает на авансцену, суетится, пританцовывает и печально смотрит на ахинею, виртуозно разыгранную актерами. В итоге появляются рабочие сцены и сталкивают его с его пьедестала (всякий бог не вечен).

Действие постановки вполне четко разделено: начало той или иной сцены обозначает Оксана Мысина. Громким, срывающимся голосом она объявляет: «песенка Эдипа, спетая без комплекса», «Песенка испанского гранта, пропетая принцем корове», «Песенка в томате, пропетая бычком» и т. д. и т. п. Когда все песенки спеты, актриса предложит героям послушать между делом и ее роман. Пока она читает бессмысленный вздор, актеры, хор и оркестр бесшумно уходят со сцены. Чтобы потом вернуться и проорать зрителям: «О, пусть скорее грянет человек. Пусть род людской пребудет».

Какой именно род пребудет — решать зрителю. Нынешний ему отзеркалили — смыслы либо надуманны, либо подменены другими смыслами, любовь кровожадна («Дай дивных легких раскладушку, запустим их на всю катушку»), деньги всесильны («Иди ты, иди ты, кругом одни кредиты!»), а веселенький абсурд вечен и трогателен.

Отзывы о «Рецензия на спектакль «Оперетта понарошку»»

Feutrier 7 января 2011, 11:12
Merci Natalia pour votre article. Je suis très touché. J'espère vous rencontrer à l'occasion de la reprise du spectacle à Moscou les 17-18 fév.
Christophe

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

17 октября (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 октября (ср) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

3 октября (ср) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 3 октября (ср) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 октября (сб) | 12:00 | Большой театр, балет 20 октября (сб) | 12:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

23 сентября (вс) | 19:00 | Театр им. Ермоловой, драма 23 сентября (вс) | 19:00

Отличная трагикомедия с Иваном Янковским в роли разочарованного в себе героя.

5 октября (пт) | 19:00 | Центр им. Вс. Мейерхольда, драма 5 октября (пт) | 19:00

Осовремененный Чехов в режиссуре Виктора Рыжакова.