Отзывы о "Король-Арлекин"

Оценка редакции
Алла 17 февраля, 01:06

«Король-Арлекин» - первый спектакль, который я посетила в театре Романа Виктюка. Перед походом на него решила усложнить себе задачу – специально не читала ничего про постановку заранее.
Театр начинается с вешалки. Театр Романа Виктюка начинается с необычного входа в зрительский зал, состоящего из ряда лестниц, которые, как будто бы, все выше и выше уносят зрителя от будничности и тривиальности. Пологий партер с темным сотам балконов, окаймляющим его, привычен для зрителя в других театрах. В зрительский зал мы обычно спускаемся. Здесь с начала вы поднимаетесь по светлой лестнице и затем входите в зал, больше напоминающий древнегреческий амфитеатр.
Далее началось действие. И первые 10 минут мне было тяжело. Я привыкла к академическому театру, а здесь передо мной происходило что-то странное: беспрестанно падали стулья, слепая королева Гертруда (Людмила Погорелова) высоким голосом повествовала о своем горе, сопровождая рассказ резкими движениями. Потом же медленно, но верно, движения стали дополнять смысл слов, реквизит перестал являть собой нелогично расположенные предметы, а заговорил со зрителем языком символизма. И вот это уже не стулья падают со столов, а постепенно рушится хрупкий мир в королевстве, к чьим берегам приближается вражеское ****** и чей владыка доживает свои последние часы. Шлем олицетворяет пугающий всех придворных образ нового короля Боэмунда (Ян Латышев), а затем превращается в символ власти – корону. Однако, корону, не дарующую власть и свободу. Шлем остается тяжелой железной оковой, заставляющей надевшего плясать под дудку придворных интриг и решений вельмож.
Актерская игра и пластика превращают спектакль в волшебное действо, полное силы, энергии и красоты. Один из самых эффектных моментов - появление на сцене шутовской свиты Боэмунда. Бесовская пляска, с которой они начинают, превращение джамперов в ружья, красное освещение и Rammstein характеризуют надвигающееся жестокое и страшное правление нового короля. Шуты кажутся его сподвижниками, но вдруг все меняется. Только что стрелявшие друг в друга, они по первому мановению хозяина замирают и становятся жертвами издевательств Боэмунда и его невесты Гизы (Екатерина Карпушина). С этого момента становится ясно, кто злодей, а кому будет отдана симпатия зрителя.
Спектакль полон отсылок, подсказок и символов. Лейтмотивом проходит образ световой вывески KAFE, которая в зависимости от действий главного героя Арлекина (Дмитрий Бозин) меняется на LIE и KILL. Перед актерами стоит очень сложная задача – не разрушить ту мозаику текста, движения, тона голоса и мимики, которые и создают магию на сцене. Полная отдача, полное погружение в свою роль – это то, что сделало спектакль «Король-Арлекин» моей любимой постановкой. Спектакль-мозаика, спектакль-пазл… Для меня впервые столь гармонично сложились свет, музыка, актерская игра, текст пьесы и хореография.

М Годлевская 13 октября 2023, 04:09

Три букета роз, маркер, программка, - и я полностью готова к спектаклю в одном из любимых театров с любимыми актерами.

"Король-Арлекин" по одноименной пьесе австрийского драматурга Рудольфа Лотара в Театре Романа Виктюка еще одна потрясающая постановка Романа Григорьевича. Маэстро посвятил его Пине Бауш, о чем он и говорит в записи перед началом спектакля. Как написано в программке, его вдохновил ее балет "Кафе «Мюллер»", который можно охарактеризовать как танец одиночества в пустом пространстве, заполненном стульями, танец-самоанализ. Посмотрев запись этого балета, я сразу провела параллель со спектаклем Романа Виктюка, и все встало на свои места. Мне кажется, для более глубокого понимания "Короля-Арлекина" каждому стоит сначала познакомиться с творчеством Пины Бауш и лишь потом с этой постановкой в Театре.

Действие спектакля происходит на сцене, заполненной табуретками, а на заднем плане - два панно с фотографиями Пины Буш. С первых минут действие динамично и пластично: похожие на марионеток, актеры безвольно перемещаются по сцене с табурета на табурет, от стенки к стенке, заключенные в замкнутое пространство, которое по ходу действия лишь немного раскрывается, но не вширь, а как бы в глубину, становясь еще более затягивающим. С самого начала актеры не произносят текст, а словно напевают его, и от напева этого становится сразу как-то жалостливо и угрюмо, особенно в исполнении Погореловой. И кто бы из героев ни появлялся на сцене, все они становились частью этого кукольного театра, в котором истинные лица скрыты за масками: "Игра — не жизнь! И маски вместо лиц". За маской, кстати, в прямом смысле, Дмитрия Бозина я уже узнаю по движениям. К маскам прилагались искаженные костюмы рыцарей, где в качестве оружия и мечей удивительно гармонично выступали джамперы.

Состав в этой постановке поистине звездный: Дмитрий Бозин в роли Арлекина, Стас Мотырев в роли принца Эццо, Людмила Погорелова в роли Королевы Гертруды, и Анна Нахапетова и Игорь Неведров, которые блистали в этой постановке наравне с ведущими актерами, в ролях Коломбины и Панталоне соответственно. И если Мотырев по сюжету не выделяется из общей массы, то Бозин ни много ни мало переключил все внимание зрителей на себя и не отпускал до самой последней секунды. Поразительно, что помимо уже привычной для Театра Романа Виктюка пластики, в этом спектакле были использованы акробатические номера на воздушных полотнах и не только, причем, совершенно без страховки. Смотрелось необычно, красиво, и еще больше отсылало к балету и к марионеткам, но, когда у Дмитрия Бозина что-то пошло не так, было очень страшно за любимого актера. Думаю, не у одной меня сложилось впечатление, что Дмитрий Бозин не просто играл Арлекина в своей манере, давно знакомой и любимой поклонниками Театра, а перевоплотился в своего героя, неся в образе одновременно и натуру шута, и тяжкое бремя лжи и власти.

Перед нами предстает история влюбленного в девушку Арлекина, который в порыве страшной ревности убивает наследника престола в день кончины Короля и решает выдать себя за него. Ему даже удается договориться с Королевой, чтобы та короновала его вместо собственного сына во благо Страны. Но власть оказывается вовсе не такой, как представлял ее Арлекин, и все тайное рано или поздно становится явным. В продолжение главной темы каждый герой несет в себе одиночество, ведь любовь в их сердцах не имеет будущего: любовь друг к другу Гизы и Эццо; любовь Королевы-матери к Стране, преобладающая над любовью к сыну; любовь Коломбины к Арлекину, преобладающая над любовью к себе; всепоглощающая любовь Панталоне к Арлекину, а Арлекина к Коломбине. Но не будем забывать, что в пьесе очень важна и тема политики, где власть оказывается мнимой, не совместимой с понятием свободы и скрыта за масками шутов. Именно по этой причине постановки по ней запрещены даже на родине автора.

По окончании спектакля я впервые спустилась на автограф-сессию в фойе на первом этаже. Удалось взять автографы у Стаса Мотырева и у Дмитрия Бозина. Но второго поклонницы не отпускали еще долго, забрасывая его вопросами и интересуясь его театральными планами. "Слушать женщин я не намерен", - ответил он одной из них, чем только привел ее в восторг. Вот уж действительно прав был Пушкин, когда изрек: "Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей". Получился совершенно незабываемый вечер, начиная с первого звонка и заканчивая брошенной на прощание улыбкой Бозина. Спасибо!

Яна Захарченко 10 октября 2023, 05:44

Посмотрев этот спектакль, я ощутила невероятную энергетику и живость. Актеры с легкостью вживаются в свои роли и передают эмоции зрителям. Особенно яркими были сцены Арлекина и его преданного друга Панталеоне (Игорь Неведров). Они создали на сцене настоящий фейерверк эмоций и юмора.
Спектакль пестрит невероятной пластикой, гимнастическими номерами на полотнах, трюками с джамперами. Сложно выделить какую-то определенную сцену, которая привлекла мое внимание больше всего. Но мне понравилась невероятно чувственная сцена диалога Арлекина и Коломбины (Анна Нахапетова). Арлекин признается в чувствах своей возлюбленной, но получает отказ. Именно эта сцена пропитана нежностью и трепетной любовью Арлекина к своей возлюбленной.
Роман Виктюк в своей постановке не только передал сюжет и эмоции, но и задал зрителям ряд философских вопросов. Он показал, что за маской веселья и смеха могут скрываться глубокие чувства и размышления. Используя активный голос и риторические вопросы, режиссер заставил зрителей задуматься о смысле жизни и истинных ценностях.

Елена Елена 8 октября 2023, 12:57

Этот спектакль – политическая арлекиниада (недаром спектакль по ней Александра Таирова был запрещен, а Виктюку с трудом удалось раздобыть канувшую как в воду пьесу), стилизованная под постановку «Кафе «Мюллер» Пины Бауш и посвященная этой легендарной немецкой танцовщице и хореографу, о чем в начале спектакля и говорит своим волшебным голосом Роман Виктюк.
И начинают это театральное таинство проходящие по сцене босоногие тени женщин-сомнамбул, исполняющих изломанные танцевальные «па» Пины Бауш.
Неподготовленный зритель первые минут пятнадцать-двадцать находится от происходящего на сцене, мягко говоря, в недоумении (когда я водила всех по очереди своих подруг на этот замечательный спектакль, то просила потерпеть и обещала, что дальше их терпение окупится с лихвой).
Затем на сцене появляется четверка знаменитых итальянских комедиантов, которые со своей акробатической экипировкой, напоминающей орудия терминатора, выглядят как пришельцы из космоса, и спектакль начинает «оживать».
Параллельно закручивается извечная и не утрачивающая актуальности тема закулисных разборок сильных мира сего.
Пересказывать не буду – спектакль достоин, чтобы его увидеть воочию и не один раз.
Он очень зрелищный и с прекрасными актерскими работами.
Это и ****** горем и ослепшая от выплаканных слез королева Гертруда (Людмила Погорелова), выбравшая долг, а не чувства.
И замечательная Екатерина Карпушина в роли интриганки Гизы, племянницы короля, и принц Эццо, кузен погибшего принца Боэмунда – Станислав Мотырев, в финале медленно примеряющий на себя невидимую корону-шлем.
И «серый кардинал» - брат короля Танкред в блестящем исполнении Павла Новикова, который когда-то начинал в этом спектакле с роли принца Боэмунда и был в ней гораздо более убедителен, чем сегодняшний исполнитель (Ян Латышев).
Но, конечно же, украшением спектакля является пришедший из комедии дель арте квартет прыгающих на ходулях и джамперах пришлых комедиантов (Арлекин, Панталеоне, Коломбина и Скапино), чьи взаимоотношения куда интереснее дворцовых интриг.
Вы себе представить не можете, что они вытворяют на сцене!!! Особенно дуэт Арлекина (восхитительный и харизматичиый, как всегда, Дмитрий Бозин) и Панталеоне (моя любимая, после Сергея Есенина, роль наиталантливейшего Игоря Неведрова).
Впервые увидела в образе Коломбины Анну Нахапетову. Хороша!!! Кстати, когда-то, по замыслу Виктюка, эту роль в спектакле исполняли две актрисы - Евгения Соляных и Анна .Подсвирова - равнодушная и влюбленная, инь и янь, «да» и «нет» (мне посчастливилось не раз видеть спектакль с Double Коломбина).
А еще одним из основных героев спектакля является музыка, как всегда скрупулезно подобранная режиссером. Это и прощальная ария Дидоны из «Дидоны и Энея» Генри Перселла, и репетиционный момент «Риголетто» Джузеппе Верди, и четко выстругана из резких для слуха словосложений немецкая музыка. Музыкальное оформление создает в спектакле просто невероятный накал эмоций.
Добавьте к этому высочайший профессионализм постоянных соавторов Виктюка – сценографа Владимира Боера и превзошедшего здесь самого себя режиссера по пластике Владимира Аносова и вы поймете, что этот шедевр гениального режиссера Романа Виктюка непременно нужно увидеть!

Елена Шмырева 21 октября 2018, 01:09

Сравнение мира с театром кажется затертым до дыр. Но поэты, писатели, драматурги регулярно обращаются к этой теме. Вот и пьеса Рудольфа Лотара «Король Арлекин», написанная в 1900 году не стала исключением. Смесь фантазий на историческую тему составлена весьма искусно. Имена Танкред и Боэмунд, упомянутые вместе, как дядя и племянник, да еще и приплетенные генуэзцы, сразу дают опору веры в историческую реальность. Ведь в истории Италии действительно были такие персонажи, представители семейства норманнов Отвилей. О параллельности сочиненной реальности говорят зазеркаленные родственные отношения, но кто из зрителей при просмотре вспомнит, что Танкред являлся племянником Боэмунда.
Итак, перед нами разворачивается действие в духе Шекспира: смерть короля, прибытие сына-наследника, вражеская армия на подступах к городу, интриги вокруг престола, роковая любовь. И совсем уже невероятная история в духе Марка Твена, как наследника заменил безродный, но талантливый комедиант. Больше о сюжете не буду рассказывать, вдруг вы решите сходить.
Если соберетесь, готовьтесь к необычной подаче этого блюда. Роман Виктюк решил поместить действие в «небесное кафе» в память о немецкой танцовщице Пине Бауш. Уже после представления внимательно прочитала программку, оказывается наполненность действия танцем вызвана отсылом к одной из лучших постановок Бауш — балету «Кафе Мюллер». Мне в момент просмотра пьесы многие этюды показались красивыми, но неуместными, а некоторые неуместными без красивостей. Вот выходит незрячая королева-мать и начинает прыгать как зайчик. Право слово, только рождественской елки и ушек на голове не хватало. Таких неэстетичных пассажей было немного и они сильно диссонировали с произносимыми глубокомысленными репликами.
Серьезно относится к действию было невозможно, потому что происходящее на сцене крайне напоминало цирк. Не глуповатую клоунаду, а красивое шоу с жонглированием, эквилибром, акробатикой на воздушных полотнах. Вот только цирковые обычно молчат (играет оркестр), а тут были диалоги с нарочито длинными паузами и тяжелым придыханием. Тут уж вспомнился А.Н.Толстой с его «Золотым ключиком» (читаем нараспев с придыханием):
Мальвина бежала в чужие края,
Мальвина пропала, невеста моя...
Рыдаю, не знаю - куда мне деваться...
Не лучше ли с кукольной жизнью расстаться?
Вот на подобные ассоциации режиссер вероятно не рассчитывал, а они возникают... Вижу развешенных за ниточки куколок-актеров после представления.
Полностью человеком из всего действия был только Танкред в исполнении Александра Дзюбы, все остальные с излишней манерностью произнесения фраз ощущались марионетками. Некоторую живость и человечность проявила внезапно осознавшая влюбленность Коломбина (Анна Подсвирова), да ищущий пути к побегу и спасению Панталеоне (Игорь Неведров). Потрясающе пластичного и музыкального Арлекина (Дмитрия Бозина) сделал на мгновение настоящим, а не кукольным, лишь случайный звонок зрительского мобильного телефона.
Вывод: зрелищно, очень спортивно, музыкально, театрально и невозможно манерно. Ближе к концу действия посетила мысль: «А как же они «Вишневый сад» играют?», по окончании подошла к афише — нет классических русских писателей в репертуаре. Ай, ошибаюсь, нашла на сайте Булгакова «Мастер и Маргарита», вот на это попытаюсь попасть.
И, оглядываясь на театр, совсем эзотерическое подумалось: может это конструктивистское здание Мельникова такие резонансы дает...

Elena 11 мая 2018, 11:57

Недавно я вновь побывала в Доме Света на Стромынке, на этот раз смотрела "Король-Арлекин". Это спектакль "с историей" - пьесу австрийца Лотара впервые в России поставил Александр Таиров еще в 1917 году, но спектакль очень быстро запретили. И следующая постановка - Романа Виктюка, в 2010! Но Роман Виктюк не ограничился собственно пьесой, он привнес в постановку много от творчества Пины Бауш, легендарной немецкой танцовщицы и хореографа. Именно ей и посвящен спектакль. На сцене мы сразу видим явную отсылку к постановке Бауш «Кафе Мюллер» - кафе, где люди, которые потеряли надежду и способность любить, переживают своё одиночество. Собственно, и движения женщин явно от Пины Бауш. На сцене - история влюбленного в Коломбину Арлекина, который в припадке ревности убивает наследного принца, а затем, скрывая преступление, решает выдать себя за наследника престола. После смерти короля Арлекин занимает его место, но... По сути, тут все герои - те самые одинокие люди со своей историей, не умеющие любить. Ну или почти все. Действующие лица и исполнители Арлекин - Дмитрий Бозин Панталеоне - Игорь Неведров Коломбина - Анна Подсвирова Скапино - Михаил Урянский Королева Гертруда - Людмила Погорелова Боэмунд, сын Гертруды - Павел Новиков Танкред, брат короля - Александр Дзюба Гиза, дочь Танкреда - Екатерина Карпушина Принц Эццо, кузен Боэмунда - Станислав Мотырев 1-й придворный - Антон Даниленко 2-й придворный - Глеб Аносов Постановка Романа Виктюка, как и всегда, прямо таки перенасыщена... всем. Здесь невероятный накал эмоций, своеобразная, пробуждающая и очаровывающая музыка, оригинальные костюмы, какая-то особая декламация, невероятная пластика (режиссер по пластике Владимир Аносов, которого я помню и по работам в театре Моссовета, и в Сфере) и масса эффектов (весьма неожиданных для меня). Тут и ходули, и джамперы, и номера из акробатике на полотнах (а в джамперах на полотнах - каково?!).
С костюмами особый случай - костюм Арлекина, на удивление, совсем не яркий и не пестрый - напротив, это нечто черное и обтягивающее, напоминающее форму студентов-театралов - идеальный вариант для любого перевоплощения, минимум личного в образе. Впрочем, и у соратников его, Панталеоне и Скапино, такая же "униформа". Но создатели пошли еще дальше, заставив Арлекина весь спектакль играть в маске, полностью покрывающей всю голову, с прорезями для глаз. Как Дмитрию Бозину удалось при этом настолько точно... даже не играть, а буквально превратиться в Арлекина, пользуясь только пластикой и голосом, заставить нас всех видеть его, сопереживать ему - загадка. Но это было прекрасно! Арлекин тут - создание сложное, полное и желаний, и сомнений, и любви, и ревности, и благих намерений, и страстей. И мы имели возможность рассмотреть ясно каждое из этих чувств.
Второе любящее существо в спектакле - конечно, Коломбина. Здесь все просто - кого ей было любить, как не Арлекина? Но вот сила этого чувства, кажется, удивила даже ее саму, когда девушка поняла пропасть, отделяющую силу ее страдания (по случаю предполагаемой смерти Арлекина) от переживаний товарищей, и собственную готовность убить в мщении. Замечательна Анна Подсвирова в этой роли.
Неожиданно поразил меня Игорь Неведров (Панталеоне). Потрясающий у него получился персонаж, такой честный шут, милый плут, добрый друг... До этого я Игоря видела в спектаклях "Крылья из Пепла" и "Федра", но очевидно, что-то в нем не разглядела :)
Чтобы не скатиться в пересказ истории, заканчиваю на настоятельной рекомендации тем, кто не видел этого спектакля - смотреть!

Тамара 14 марта 2018, 08:29

«Король-Арлекин» в театре Романа Виктюка - прекрасный выбор спектакля в свете предстоящих выборов. О комедианте, который оборачивается властителем, и о мнимой власти, оказавшейся лишь лицедейством. Спектакль-перевертыш, как и его герои-акробаты на полотнах. «Так значит я - комедиант?» - прозревает Арлекин, примеривший на себя королевскую власть. Спектакль, уже запрещавшийся в России 100 лет назад, звучит по-прежнему современно.

Человек без лица, Арлекин, чье лицо весь спектакль скрыто маской, он примерил столько много лиц, что уже и не помнит, какое его - игра Бозина безупречна. Актера лишили возможности игры мимикой - тем острее воспринимается игра телом, пластикой, голосом. Будет ли возвращение к себе-истинному? Или маска намертво прирастет к Арлекину? Спектакль стоит того, чтобы сходить и узнать самим...

Татьяна 5 марта 2018, 01:24

Странное впечатление от спектакля. Наверное, от этой пьесы я ожидала бОльшего. Или несколько иного? Я очень люблю тему шутов-арлекинов, особенно их отношения с властью. И тут Арлекин в роли Короля! Вау! Но облом-с. Нет, он честно порывался поуправлять, но осознав реалии (которые классно показаны - коротко, чётко и ясно!), решил, это не для него - наша крыыыыыша небо голубоооое! и отбыл. Вот этот момент в спектакле просто как-то свёл на нет все предвкушения. В итоге это не отношения шута и власти, или влияние на власть шута, а шикарно показанное устройство власти. Порядок, не нарушаемый ни чем. "Но вы хорошо играете эту роль" (с). Прекрасно показано и отношение - долг или личное. Королева делает свой выбор - прежде всего королева, а потом - мать. Интересны интриги придворные. Кто с кем спит, кто с кем дружит, кто кому служит.
Спектакль показывает, как устроена власть, но не даёт ответы, а как это изменить? Скорее, говорит, что изменить нельзя ничего.
Спектакль очень зрелищный. Ну, пластикой в принципе отличаются постановки Виктюка. Но тут ещё и трюков множество! Эффектно!
И нельзя не сказать хороших слов об актёрах!
Конечно, прежде всего о Дмитрии Бозине. Несмотря на отсутствие революционной жилки, персонаж же всё равно очень интересный! Где за актёрскими личинами Арлекин настоящий? Меняя постоянно маски, легко потерять себя. И нужен хоть кто-то, с кем можно побыть самим собой. Бозин замечателен тут! У него очень сложная актёрская задача, ибо играть приходить лишь телом и голосом, но не лицом. Ибо вместо лица у него "чистый лист" - черная маска, как у классических грабителей. Для актёра это блестящая возможность справиться с труднейшей задачей. Но вот мне как зрителю хочется всё же лицо видеть этого замечательного актёра.
Хорош и его друг Панталеоне - Игорь Неведров. Роль у него не такая эмоциональная, но зато сложна трюково!
Очень понравилась Колмбина - Анна Подсвирова. Очень эмоциональная! И пластична под стать коллегам-мужчинам!
И уже после спектакля поняла, я ж её в мюзикле видела!!! "Джейн Эйр" аж два раза смотрела.
Очень харизматичен и суров был Танкред - Александр Дзюба. Всё чётко, ясно, под контролем.

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Статьи по теме

Другие спектакли / драма