Буря

Оценка редакции
Журнал «Ваш досуг»
27 октября 2010

Рецензия на спектакль «Буря»

Батоно Роберт поставил с Александром Калягиным уже три спектакля. Два из них по Шекспиру, и оба посвящены теме ненависти и мести.

В сценическом переложении «Венецианского купца» еврейский ростовщик Шейлок был одержим идеей вырезать у должника фунт мяса — не столько за неуплату векселя, сколько из-за национальной вражды и нетерпимости. В «Буре» волшебник Просперо, живущий с дочерью на необитаемом острове, мечтает отомстить брату, который сверг его с герцогского престола.


Между этими постановками — десять лет. По сравнению с деловитым и респектабельным Шейлоком Александра Калягина его же Просперо — бесконечно уставший от жизни старик. Он безвольно сидит в кресле посреди белоснежной комнаты, похожей на лабораторию алхимика. Магические книги на рабочем столе покрываются пылью, а хрустальные сосуды издают волшебные звуки только под руками Ариэля — озорного и веселого духа воздуха, которого в этом спектакле бесподобно играет Наталья Благих. Легкая и подвижная, она летает над сценой на цирковой лонже, исполняя приказы своего хозяина. Тот наконец оживляется, когда на горизонте показывается корабль обидчика, и устраивает настоящую бурю. В руках у этого волшебника новейшие достижения технического прогресса — волны буквально захлестывают сцену. В результате злодеи оказываются на острове, чтобы предстать перед страшным судом Просперо.

Сцены с потерпевшими кораблекрушение, выглядящими нелепыми цирковыми коверными, пока самые слабые в спектакле. Любовный дуэт сына герцога и дочери Просперо Миранды кажется слишком ходульным. Зато неожиданно и свежо чувство, которое испытывает к девушке грубый недочеловек Калибан (отличная работа Владимира Скворцова). Чего, к сожалению, не скажешь о сцене просветления Просперо. Прощение и милость к падшим приходят к нему сверху, в виде удара молнии, от которого старик валится на землю. Видимо, умудренному опытом Роберту Стуруа слишком хорошо известно, что ненависть — чересчур сильное чувство, чтобы с ним можно было совладать без помощи свыше. Поэтому в его постановке пьеса, называемая театральным завещанием Шекспира, звучит крайне пессимистично. А финальный монолог Просперо, который отказывается от волшебных сил, понимая, что в этом мире ничего невозможно исправить, — просто исповедально. И за эту ноту искренности спектаклю можно простить все его недостатки.

Отзывы о «Рецензия на спектакль «Буря»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Еще лучше спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

17 октября (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 октября (ср) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

30 сентября (вс) | 19:00 | Театр имени Моссовета, драма 30 сентября (вс) | 19:00

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

3 октября (ср) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 3 октября (ср) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 октября (сб) | 12:00 | Большой театр, балет 20 октября (сб) | 12:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

24 октября (ср) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 24 октября (ср) | 20:00

Радикальный спектакль Константина Богомолова по философскому роману Томаса Манна.