Очередное разрекламированное ледовое действо проявило во всей красе не столько таланты российских фигуристов, сколько несостоятельность российских шоумейкеров.

Билеты на ледовый мюзикл Ильи Авербуха «Огни большого города» на одном из специализированных сайтов стоят от 1000 до 5000 рублей и, видимо, продаются. За ту же 1000 рублей на том же сайте — чтобы далеко не ходить — можно приобрести билет, например, в Цирк на проспекте Вернадского или даже целых два билета на детский спектакль московского ТЮЗа. Это альтернатива для тех, кто почему-то считает упомянутый ледовый мюзикл подходящим зрелищем для своих детей. Поклонникам фигурного катания, привлеченным на шоу россыпью знаменитых имен в афише — от Ягудина до Навки с Костомаровым, можно посоветовать подождать буквально чуть-чуть и отправиться на Чемпионат мира по фигурному катанию, который пройдет в конце апреля в московском «Мегаспорте».

К чему мы все это? Да к тому, что не стоит рассказывать, будто на ледовое действо вы отправились, так как больше некуда пойти, и потом долго хлопали и изображали довольный вид, вовсе не потому что нужно же как-то оправдать затраченную кровную тыщу. А скажите честно — вас самым хамским образом накололи и вместо обещанного сказочно красивого, мудрого и доброго спектакля показали невразумительное представление при участии хороших спортсменов, которые явно не перенапряглись.


В центре повествования — фигура Марата Башарова на коньках. В окружении «семи олимпийский чемпионов и одиннадцати чемпионов мира» (как скромно сообщает с первой страницы буклета Илья Авербух) комическая по определению — несмотря даже на «фигурный» стаж артиста на Первом канале. Комичный Башаров изображает комичного чаплиновского Бродяжку. До нужного уровня он, понятно, ни как фигурист, ни — положа руку на сердце — как артист не дотягивает. Так что — смешно, конечно, но похоже, задача была сделать какое-то другое «смешно».

Теперь давайте с чемпионами. Люди они, спору нет, талантливые и в нашей ударенной фигурным катанием стране по-настоящему всенародно любимые. Алексей Ягудин только коньком по льду чиркает и публика замирает в благоговении. С другой стороны — вот ведь ненасытная зрительская прорва — хочется, как бы это сказать, если не произвольной, то хотя бы короткой программы. Хореографическая нищета, которую демонстрируют спортсмены — теперь уже артисты, — зияет еще страшнее от очевидности упущенных возможностей.

Дальше — самое интересное, именуемое на мюзикльном жаргоне «стори», то бишь сюжет. С ним можно подробнейшим образом ознакомиться, изучив тисненную золотом увесистую программку. И это единственный источник. Происходящее на льду имеет примерно такое же отношение к описанным безвестным автором событиям, как Марат Башаров — к фигурному катанию. Мягко скажем — опосредованное. Судя по тексту, публика должна была увидеть многонаселенную гангстерскую мелодраму, в которой задействованы как минимум три пары влюбленных, криминальная группировка, большой штат статистов, имеет место остросюжетное соперничество, кровопролитие, а также участвует пара андроидов. Круто, да? Куда там скромному чаплинскому сюжетцу о слепой цветочнице! С другой стороны, Чаплин при том же ограничении в выразительных стредствах (помним — кино было немое), умудрился свою «стори» до зрителя донести, чего о ледовой версии «Огней» никак не скажешь. И вместо описанного выше блокбастера, зритель от сцены к сцене наблюдает горстку людей неопределенной сюжетной принадлежности, взрезающих лед в разных направлениях.

Но и это не все. Еще одна беда — а их на многострадальную постановку обрушилось немало — состоит в том, что это не просто «ледовый», но к тому же — «мюзикл». Музыку для которого писал, к сожалению, не Чаплин (легендарная мелодия из фильма в общей какофонии попсы — для слуха как манна небесная). От того, как и что поют в ледовых «Огнях», хочется лезть на стенку, рвать на себе волосы и кого-нибудь убить. С другой стороны, будем справедливы, вероятно, такой острой реакции на местный вокал не случится у многолюдной армии поклонников Наташи Королевой, Стаса Михайлова или кто там еще притворяется певцами на нашей эстраде. Зритель нынче пошел с крепкими нервами.

И, наконец, два слова о шоу. Есть такой популярный в народе жанр, к которому относятся и ледовые мюзиклы в том числе. На шоу все должно быть не обязательно интеллектуально, зато ярко, громко, красиво и вообще — шикарно. «Огни большого города» можно было бы назвать шоу, однако для этого следует произвести следующие действия: уволить пару-тройку дорогущих чемпионов и нанять полтора десятка статистов для кордебалета, нашить для них костюмов побольше, убрать грязные тряпки с потолка ГЦКЗ «Россия», сменить художника по свету. И, пожалуй, еще для сцены с воздушными шариками — купить не 20 шариков, а 100. Копеечное дело, а детям будет приятно.