Женитьба Фигаро

Женитьба Фигаро Женитьба Фигаро
В избранное
Оценка редакции
Жанр драма
Режиссер-постановщик Кристофер Рок
Длительность 180 мин

Моя оценка

Описание Расписание Фотографии Видео Отзывы и рецензии Персоны
Алена Данилова
12 октября 2010

Рецензия на спектакль «Женитьба Фигаро»

Актуальность при аутентичности текста и свежесть при верности традициям — «Комеди Франсез» преподала уроки хорошего театра со сцены МХТ им. Чехова.

Французские актеры с серьезностью во взоре и искренней патетичностью признаются, что Станиславский — «наш общий отец». Можно было бы счесть это примером лукавой галльской вежливости, однако блистательный уровень труппы — не одного или двух премьеров, а именно труппы — свидетельствует о том, что без системы тут не обошлось.

«Комеди Франсез» уже три недели гастролирует в России. Москва — вслед за Новосибирском, Омском и Екатеринбургом — увидела «Женитьбу Фигаро» в постановке молодого и на вид совсем не академичного Кристофа Рока. Современная российская традиция диктует талантливым режиссерам в спортивных куртках зубами рвать беззащитное тело пьесы, чтобы выставить на обозрение зрителю ее нутро. Их французские коллеги, как выяснилось, умеют постигать глубину произведения в рамках классического — а не анатомического — театра. Длинный, насыщенный, запутанный текст Бомарше в руках режиссера и в устах актеров парижской постановки не утратил ни единого слова, однако загадочным образом засверкал первозданной новизной.


Кристоф Рок начинает спектакль, предъявляя зрителям практически рядком выстроенных персонажей. Статный и внушительный Мишель Вюйермоз — если не граф Альмавива, то кто же? — изысканная обладательница тонкой грустной улыбки Эльза Лепуавр — Розина, ставшая графиней; Анн Кеслер в коротком алом платье — маленькая Сюзон, вихрем проносящаяся по безумному дню, придуманному Бомарше; хрупкий с ветром в волосах Лоран Стокер — Фигаро, странно вызывающий в памяти молодого Гамлета Смоктуновского; и прочие — комическая старуха Марселина (Мартин Шевалье), комический старик Бартоло (Кристиан Клоарек), еще болеее комические судья Бридуазон (Мишель Робен) и пьянчужка Антонио (Кристиан Блан), пара озорных малолеток Керубино (Бенжамен Юнгерс) и Франшетта (Прюн Беша), — вся компания самым видом своим обещает нечто вполне легкомысленное, чрезвычайно театральное и лишенное концептуальных амбиций. Вот дюжина актеров, играющих свои роли, — сейчас будет пьеса, — словно объясняет режиссер. Отчего на мгновение рождается чувство, будто эту пьесу будут играть впервые, — томительное предвкушение премьеры.

Они и в самом деле играют так, словно за плечами у них нет тысячи и одного Фигаро, — без всякого стремления к оригинальности, непохожести на других и с потрясающей легкостью, которой, конечно, должно лишать ощущение груза, оставленного предшественниками. Сюзанна шаловлива, Фигаро пронырлив, графиня несчастна, а граф — сладострастен. И почему бы им не быть именно такими, раз такими их задумал автор? Другое дело, что шалости Сюзанны не мешают ревности Сюзанны, пронырливость Фигаро оставляет место отчаянью обманутого влюбленного и горькой ироничности человека, который узнал жизнь; что касается графини, то она, отвлекаясь от печалей, заглядывается на молоденького пажа; а граф... о, могучий лоб Мишеля Вюйермоза бороздят и страсти, и горести, и страхи, он доверчиво нежен и грозен, а его почти гротескный образ покоряет безыскусным естеством.

Расставив актеров на сцене, как фигурки в кукольном доме, Кристоф Рок будто дал им лишь легкий импульс, и они закрутились-завертелись в непрерывной череде оказий и интриг, чтобы застыть неподвижными изваяниями в финале. Однако между двумя немыми сценами они так — до краев — полны жизни, что режиссер может вволю забавляться, подменяя нарисованный на каком-то обрывке задника диван — настоящим, с шумом сдергивая бумажные двери сверху вниз — вместо того, чтобы отворять их, развешивая декорации где-то между сценой и колосниками и изображая заросли каштанов с помощью опрокинутых вниз головой силуэтов оленей. Под конец он и вовсе устраивает уморительный маскарад, и обряженные в героев dell'arte Фигаро и компания даже не танцуют, а подпрыгивают, как марионетки в руках пьяного кукловода. Не забывайте, что мы всего лишь представляем пьесу, пусть она и кажется вам объемнее и ярче самой жизни, — хитро подмигивает Рок.

«Женитьба Фигаро» пролетает в непрерывном движении, ощущение которого не пропадает даже на время длинных классических монологов, хоть их и преподнесли публике не только в первозданном объеме, но и — вполне традиционной форме, на авансцене, без лишних прикрас. Старая, как театр, дуэль — актер против зрителя. Слова — знание языка оригинала, конечно, умножает удовольствие стократ — хочется смаковать по одному, как хорошее вино того же происхождения, что и язык. Великолепная Мартин Шевалье возвращает к жизни вечно купируемую речь Марселины в защиту женских прав, которую, говорят, оценила в свое время Екатерина II и которая по сей день не лишена остроты. Лоран Стокер обращает в зал главный монолог Фигаро — напротив, кажется, слишком потрепанный, чтобы сохранить значимость, — и через юмор, искренность, горечь, злость в нем пробивается простая интонация сегодняшнего дня. Пронырливый малый из пьесы, которая стала первой искрой в костре Французской революции, оборачивается бойким молодым человеком, умеющим устроиться в жизни, которая научила его цинизму, но не лишила огня, — санкюлотом нашего времени.

В общем, поспешите в театр: в эти дни здесь играют спектакль, который заставляет улыбаться блаженными улыбками отцов-основателей, приунывших в портретном фойе Художественного театра.

Отзывы о «Рецензия на спектакль «Женитьба Фигаро»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

17 октября (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 октября (ср) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

30 сентября (вс) | 19:00 | Театр имени Моссовета, драма 30 сентября (вс) | 19:00

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

3 октября (ср) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 3 октября (ср) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 октября (сб) | 12:00 | Большой театр, балет 20 октября (сб) | 12:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

24 октября (ср) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 24 октября (ср) | 20:00

Радикальный спектакль Константина Богомолова по философскому роману Томаса Манна.