Отзывы о "Сила судьбы"

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
12 октября 2010

Рецензия на спектакль «Сила судьбы»

В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко сумели поднять «вердиевскую глыбу» — оперу «Сила судьбы».

Одну из самых трудных опер мирового репертуара взялся освоить амбициозный театр. Даже для людей, далеких от музыкального искусства, очевидно — невероятная сложность каждой отдельно взятой партии требует здесь не солиста даже, а специалиста мирового уровня. Однако театр рискнул. И если и прогадал, то совсем чуть-чуть.


Первое, что производит должное впечатление на зрителя — не меняющиеся на протяжении всего действа декорации. Оправдывая вердиевскую мощь, сцена представляет собой некое подобие космической установки, облицованные железом глыбы — то ли горные вершины, то ли готические стены монашеских обителей, а то и вовсе — место военных действий. Серебристые плиты наслаиваются друг на друга, оптически обманывая зал. На самом деле, такой сценический гигантизм — большая удача постановки (художник Сергей Бархин) — герои кажутся меньше, а значит пресловутая сила судьбы ощущается острее.

Режиссер Георгий Исаакян (он известен своими постановками в Перми) решил здесь избежать кардинальных решений, оставив править бал музыку. В своих партиях-монологах каждый из героев оперы выкладывается настолько, что ему не до сценических экзерсисов. В итоге режиссерский рисунок получился скупым, но при этом выразительным. В общем, это самая что ни на есть классическая редакция оперы, без выкрутасов и нововведений. Вполне отвечающая пресловутому «большому стилю».

А что зритель? — за три часа действия ему надо успеть не только насладиться великолепием вердиевских партий, но и разглядеть за ними, мягко говоря, навороченный сюжет. Итак, главная героиня — аристократка Леонора родом из Испании. Она появляется в первом акте в кроваво-красном платье (намек на ждущие ее в будущем трагедии) и сразу несчастной — ей никак не выбрать между возлюбленным и отцом. Душевные метания Леоноры (Наталья Петрожицкая), между тем, выглядят более чем убедительно: артистка точно попадает в образ, не лишенный некоторой сентиментальности, трогательно-девичий. Ее сопрано справляется с адски трудными местами партитуры. Герой-любовник Альваро (в исполнении новичка Нажмиддина Мавлянова — его тенор также оказывается весьма неплохим) случайным выстрелом убивает отца невесты и с этого момента хитросплетения сюжета становятся почти неправдоподобными. Тут вам и рок, и месть,и война, и танцы.

Фоном к бесконечным мытарствам главных героев становится война, поданная Верди в развеселом ключе. Мощь сражений (на сцене МАМТа за них отвечают «ожившие картины с поля боя»)) прекрасно чувствуется в хоровых сценах. Все поют и пляшут на редкость слаженно и мощно. Чего стоит один только «Ратаплан» (отдельное спасибо — Ларисе Андреевой, сумевшей спеть партию Прециозиллы).Эти же хористы, кстати, изображают суровых монахов обители, в которую, спасаясь от преследований брата Карлоса, сбегает Леонора. В общем и целом народная поддержка главным героям оказана серьезная. Но они, к великой радости музкритиков, не теряются на ее фоне. И на фоне мощно звучащего оркестра под управлением эффектного Феликса Коробова — главной гордости МАМТа — тоже.

Главная опасность этой оперы Верди — некоторый архаизм либретто. И здесь Исаакяну не всегда удается выйти сухим из воды: он несколько раз изменяет избранной нейтральной манере, сбиваясь на манеру мыльных опер. Кроме того, в финале , он заставляет героев изображать старость. Убеленные фальшивой сединой волосы трагической троицы — Ленонора, Альвар, Дон Карлос — выглядит по меньшей мере комично. Но это, положа руку на сердце, мелочи.

Одним словом, опера получилась. И главный режиссерcкий посыл — нельзя жизнь заменять фанатичной идеей — зритель уловил, несмотря на сюжетную инфернальную небыль и картонность персонажей Верди. А все шероховатости постановки с лихвой окупила гениальная музыка.
 

Отзывы о «Рецензия на спектакль «Сила судьбы»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

Выбор редакции

23 декабря (вс) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 23 декабря (вс) | 19:00

Радикальный Булгаков под музыку Майкла Джексона и Pink Floyd.

10 января (чт) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 10 января (чт) | 19:00

Веселый спектакль о судьбе двух сестёр.

24 декабря (пн) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 24 декабря (пн) | 19:00

Интеллектуальная комедия о великом немецком философе.

25 декабря (вт) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, драма 25 декабря (вт) | 19:00

Одна из величайших пьес Шекспира в сдержанной версии Деклана Доннеллана, обращенной в современность.

2 января (ср) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 2 января (ср) | 19:00

Комедия Мольера в адаптации Дмитрия Быкова.

17 декабря (пн) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 декабря (пн) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

15 декабря (сб) | 14:00 | Московский театр оперетты, мюзикл 15 декабря (сб) | 14:00

Самый удачный пример российского мюзикла.

22 декабря (сб) | 12:00 | Большой театр, балет, детский 22 декабря (сб) | 12:00

Самый новогодний балет, смотреть который в преддверии праздников — давно традиция.

Самые эффектные и смешные спектакли, которые непременно поднимут настроение.

4 января (пт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 4 января (пт) | 19:00

Красочная комедия с Сергеем Маковецким в главной роли.

21 декабря (пт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 21 декабря (пт) | 19:00

Лаконичный и страшный спектакль о силе рока.

16 января (ср) | 19:00 | Театр наций, драма 16 января (ср) | 19:00

Миронов, Хаматова, Боярская в очень современной версии чеховской пьесы.