Сила судьбы

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
12 октября 2010

Рецензия на спектакль «Сила судьбы»

В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко сумели поднять «вердиевскую глыбу» — оперу «Сила судьбы».

Одну из самых трудных опер мирового репертуара взялся освоить амбициозный театр. Даже для людей, далеких от музыкального искусства, очевидно — невероятная сложность каждой отдельно взятой партии требует здесь не солиста даже, а специалиста мирового уровня. Однако театр рискнул. И если и прогадал, то совсем чуть-чуть.


Первое, что производит должное впечатление на зрителя — не меняющиеся на протяжении всего действа декорации. Оправдывая вердиевскую мощь, сцена представляет собой некое подобие космической установки, облицованные железом глыбы — то ли горные вершины, то ли готические стены монашеских обителей, а то и вовсе — место военных действий. Серебристые плиты наслаиваются друг на друга, оптически обманывая зал. На самом деле, такой сценический гигантизм — большая удача постановки (художник Сергей Бархин) — герои кажутся меньше, а значит пресловутая сила судьбы ощущается острее.

Режиссер Георгий Исаакян (он известен своими постановками в Перми) решил здесь избежать кардинальных решений, оставив править бал музыку. В своих партиях-монологах каждый из героев оперы выкладывается настолько, что ему не до сценических экзерсисов. В итоге режиссерский рисунок получился скупым, но при этом выразительным. В общем, это самая что ни на есть классическая редакция оперы, без выкрутасов и нововведений. Вполне отвечающая пресловутому «большому стилю».

А что зритель? — за три часа действия ему надо успеть не только насладиться великолепием вердиевских партий, но и разглядеть за ними, мягко говоря, навороченный сюжет. Итак, главная героиня — аристократка Леонора родом из Испании. Она появляется в первом акте в кроваво-красном платье (намек на ждущие ее в будущем трагедии) и сразу несчастной — ей никак не выбрать между возлюбленным и отцом. Душевные метания Леоноры (Наталья Петрожицкая), между тем, выглядят более чем убедительно: артистка точно попадает в образ, не лишенный некоторой сентиментальности, трогательно-девичий. Ее сопрано справляется с адски трудными местами партитуры. Герой-любовник Альваро (в исполнении новичка Нажмиддина Мавлянова — его тенор также оказывается весьма неплохим) случайным выстрелом убивает отца невесты и с этого момента хитросплетения сюжета становятся почти неправдоподобными. Тут вам и рок, и месть,и война, и танцы.

Фоном к бесконечным мытарствам главных героев становится война, поданная Верди в развеселом ключе. Мощь сражений (на сцене МАМТа за них отвечают «ожившие картины с поля боя»)) прекрасно чувствуется в хоровых сценах. Все поют и пляшут на редкость слаженно и мощно. Чего стоит один только «Ратаплан» (отдельное спасибо — Ларисе Андреевой, сумевшей спеть партию Прециозиллы).Эти же хористы, кстати, изображают суровых монахов обители, в которую, спасаясь от преследований брата Карлоса, сбегает Леонора. В общем и целом народная поддержка главным героям оказана серьезная. Но они, к великой радости музкритиков, не теряются на ее фоне. И на фоне мощно звучащего оркестра под управлением эффектного Феликса Коробова — главной гордости МАМТа — тоже.

Главная опасность этой оперы Верди — некоторый архаизм либретто. И здесь Исаакяну не всегда удается выйти сухим из воды: он несколько раз изменяет избранной нейтральной манере, сбиваясь на манеру мыльных опер. Кроме того, в финале , он заставляет героев изображать старость. Убеленные фальшивой сединой волосы трагической троицы — Ленонора, Альвар, Дон Карлос — выглядит по меньшей мере комично. Но это, положа руку на сердце, мелочи.

Одним словом, опера получилась. И главный режиссерcкий посыл — нельзя жизнь заменять фанатичной идеей — зритель уловил, несмотря на сюжетную инфернальную небыль и картонность персонажей Верди. А все шероховатости постановки с лихвой окупила гениальная музыка.
 

Отзывы о «Рецензия на спектакль «Сила судьбы»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

17 октября (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 октября (ср) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

30 сентября (вс) | 19:00 | Театр имени Моссовета, драма 30 сентября (вс) | 19:00

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

3 октября (ср) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 3 октября (ср) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 октября (сб) | 12:00 | Большой театр, балет 20 октября (сб) | 12:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

24 октября (ср) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 24 октября (ср) | 20:00

Радикальный спектакль Константина Богомолова по философскому роману Томаса Манна.