В Театре Вахтангова поставили «Меру за меру». Одну из самых запутанных комедий Шекспира режиссер Юрий Бутусов превратил в натуральную трагедию.

«Мера за меру», хоть и числится комедией, смешного в ней мало. Судите сами. Правитель воображаемой Вены покидает свой погрязший в пороках город, оставляя наместником честолюбца Анджело, чтобы его руками покарать разврат и навести порядок. Но мнимый праведник, воспылавший страстью к благочестивой девице, предлагает ей своим телом заплатить за жизнь приговоренного к смерти брата. В этой безвыходной ситуации шекспировский хеппи-энд с переодеваниями, обманами и победоносным возвращением Герцога выглядит притянутым за уши. Юрий Бутусов с этой жанровой натяжкой разобрался решительно.


В сценическом прологе пустые подмостки живописно забрасывают разноцветными пластиковыми бутылками, яркими тряпками, блестящим дождем. Потом весь этот радостный хлам будет решительно сметен со сцены огромными швабрами. Это слуги Анджело проводят методичные зачистки грешного веселья. Такую же зачистку Юрий Бутусов произвел в своем режиссерском арсенале. Его новый спектакль решительно не похож на те размашистые яркие шоу, которые режиссер делал в «Сатириконе». Он нарочито сдержан и даже скуп на эмоции, минимум декораций и реквизита. Зато мизансцены выстроены в лучших традициях литовского метафорического театра, который с недавних пор насаждает в стенах Вахтанговского его новый худрук Римас Туминас.

Вот юную легкую Изабеллу (Евгения Крегжде) друзья брата гонят, сдувают, как перышко, в объятия тирана. Вот на последнем свидании в тюрьме брат с сестрой дурачатся, вспоминая свои прежние детские забавы. Но самая впечатляющая сцена – та, где Анджело предлагает Изабелле гнусную сделку и мечется за ней по сцене, расшвыривая во все стороны столы, пока не загонит бедняжку в угол. Эту же сцену потом повторят в финале, только вместо наместника за девушкой будет охотиться сам герцог.

Но фокус в том, что и сиятельного властителя, и его подлого намест- ника играет (и отлично играет, надо сказать) один и тот же актер – Сергей Епишев. Добро и зло здесь – две стороны одной медали, не слишком отличающиеся друг от друга. Власть развращает любого человека, она по природе своей бесчеловечна и призвана подавлять. Об этом Бутусов говорил и раньше – в «Макбете» Ионеско и шекспировском «Ричарде III». Но впервые эта тема подана не как фарс или гиньоль, а как чистой воды трагедия – жанр на нашей сцене исключительно редкий и уже потому достойный внимания.

Марина Шимадина