Отзывы о "Wonderland 80"

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
6 сентября 2011

Рецензия на спектакль «Wonderland 80»

Константин Богомолов соединил блистательный довлатовский травелог «Заповедник» и кэролловскую «Алису», высветив трагедию homo soveticus в эпоху застоя.

Оба произведения Богомолов взялся репетировать и ставить по отдельности. Но в какой-то счастливый момент ему в голову пришла мысль, что они отзеркаливают друг друга. А заодно и безнадежность человеческого существования. Итоговый спектакль получился почти что гениальной эпитафией с ярко-выраженными чертами социальной сатиры. А еще с легко считываемым намеком на сегодняшний отечественный Wonderland, из которого так же хочется сбежать в какое угодно «никуда».


Богомолов собственноручно написал сценарий к спектаклю, переиначив пессимистичную довлатовскую прозу и культовую абсурдистскую «Алису». Главный герой «Заповедника» Борис Алиханов превратился у него в Бориса такого-то, фамилию «потеряла» и его жена Татьяна, дочка Маша раз в 20 минут стала перевоплощаться в Алису, ангела с бутофорскими рваными крылами и Призрака Пу, а продающая самогон жуткая баба Зина — в рыбу в живом и мертвом виде. Существенные видоизменения затронули и остальных героев обеих «сказок». Все вместе они разыграли едкую историю выдворения из страны советов (жизни?) некоего умного писателя Бориса. Ничего оправдательного, и тем более ностальгического в описании его злоключений нет. Есть только беспощадный сарказм, как по отношению к «сэсээрии», так и поискам личного счастья.

Действия в советской стране дураков никакого нет, зато есть встречи всех со всеми. Сначала в ленинградской коммуналке, а затем в Пушкинских горах Борису встречаются не только Ангелы в пионерских галстуках, но и бездарные писатели, мужеподобные буфетчицы по прозвищу Маркс и Энгельс, изнывающие без мужской ласки сотрудницы отдела кадров, деревенские алкаши и влюбленные в Пушкина экскурсоводши.

Всех подташнивает от вечного похмелья и тоски, все зависли в безвременье, все ждут финала как освобождения. Этот предсмертный для несуществующей уже страны бред легко лег на кэролловский текст. Герои, действительно, упали на дно бездонного колодца, а безумное чаепитие никогда не закончится не только в алисиной стране, но и среди псковских далей. Кстати, совпадения с Кэроллом Богомолов не сделал главным принципом сюжетостроения, переключения на иную реальность происходят в его спектакле нечасто, но всегда изящно. Они нужны только, чтобы подчеркнуть неприглядную суть. Страна почила, но в пришедшей ей на смену строе видны уши белого кролика или шляпа безумного шляпника. Кому что больше нравится.

Ближе к финалу Борис не успевает проводить жену и дочь в эмиграцию, зато успевает покрутить педали у недвигающегося с места велосипеда и горько разрыдаться на груди у Белой Коровы, которая дает ему новые правила жизни, от которой не убежать: «Завтра никогда не бывает сегодня! Просто ты не привык жить в обратную сторону». Как с этим прикажете жить? — Да как хотите. По Богомолову печальная безнадежность все равно победит. И не только в совке.

Отзывы о «Рецензия на спектакль «Wonderland 80»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

28 марта (чт) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, драма 28 марта (чт) | 19:00

Главный хит Юрия Бутусова о том, как трудно быть добрым.

9 апреля (вт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 9 апреля (вт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

27 марта (ср) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка), Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 27 марта (ср) | 19:00

Ремейк знаменитого спектакля Олега Табакова о судьбе скрипача-еврея в 30-ые годы XX века.

6 апреля (сб) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 6 апреля (сб) | 20:00

Спектакль Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова, посвященный великой поэтессе.

26 марта (вт) | 19:00 | Театр наций, драма 26 марта (вт) | 19:00

Ингеборга Дапкунайте в роли «русской Дитрих» — Любови Орловой.

26 марта (вт) | 19:00 | Центр драматургии и режиссуры. Сцена на Соколе, драма 26 марта (вт) | 19:00

Ностальгический спектакль Владимира Панкова с Еленой Яковлевой в главной роли.

Выбор редакции

31 марта (вс) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, музыкально-драматический 31 марта (вс) | 20:00

Музыкальный спектакль в жанре «кабаре», в основе которого – 12 песен лидера группы «Гражданская оборона» Егора Летова и певицы Янки Дягилевой.

Премьера

9 апреля (вт) | 19:00 | Театр наций, драма 9 апреля (вт) | 19:00

Спектакль Виктора Рыжакова по новой пьесе уехавшего из России Ивана Вырыпаева.

Премьера

20 апреля (сб) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балет 20 апреля (сб) | 19:00

Российская премьера балетных одноактовок культовых хореографов.

Премьера

30 марта (сб) | 19:00 | Центр им. Вс. Мейерхольда, драма 30 марта (сб) | 19:00

Спектакль-исследование поколения, родившегося в 90-е.

Премьера

6 апреля (сб) | 18:00 | Новое Пространство Театра Наций, интерактивная программа 6 апреля (сб) | 18:00

Спектакль об искусственном интеллекте с роботом в главной роли.

28 марта (чт) | 19:00 | Театр наций, драма 28 марта (чт) | 19:00

Всего три актера разыгрывают гоголевскую поэму.