Отзывы о "Wonderland 80"

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
6 сентября 2011

Рецензия на спектакль «Wonderland 80»

Константин Богомолов соединил блистательный довлатовский травелог «Заповедник» и кэролловскую «Алису», высветив трагедию homo soveticus в эпоху застоя.

Оба произведения Богомолов взялся репетировать и ставить по отдельности. Но в какой-то счастливый момент ему в голову пришла мысль, что они отзеркаливают друг друга. А заодно и безнадежность человеческого существования. Итоговый спектакль получился почти что гениальной эпитафией с ярко-выраженными чертами социальной сатиры. А еще с легко считываемым намеком на сегодняшний отечественный Wonderland, из которого так же хочется сбежать в какое угодно «никуда».


Богомолов собственноручно написал сценарий к спектаклю, переиначив пессимистичную довлатовскую прозу и культовую абсурдистскую «Алису». Главный герой «Заповедника» Борис Алиханов превратился у него в Бориса такого-то, фамилию «потеряла» и его жена Татьяна, дочка Маша раз в 20 минут стала перевоплощаться в Алису, ангела с бутофорскими рваными крылами и Призрака Пу, а продающая самогон жуткая баба Зина — в рыбу в живом и мертвом виде. Существенные видоизменения затронули и остальных героев обеих «сказок». Все вместе они разыграли едкую историю выдворения из страны советов (жизни?) некоего умного писателя Бориса. Ничего оправдательного, и тем более ностальгического в описании его злоключений нет. Есть только беспощадный сарказм, как по отношению к «сэсээрии», так и поискам личного счастья.

Действия в советской стране дураков никакого нет, зато есть встречи всех со всеми. Сначала в ленинградской коммуналке, а затем в Пушкинских горах Борису встречаются не только Ангелы в пионерских галстуках, но и бездарные писатели, мужеподобные буфетчицы по прозвищу Маркс и Энгельс, изнывающие без мужской ласки сотрудницы отдела кадров, деревенские алкаши и влюбленные в Пушкина экскурсоводши.

Всех подташнивает от вечного похмелья и тоски, все зависли в безвременье, все ждут финала как освобождения. Этот предсмертный для несуществующей уже страны бред легко лег на кэролловский текст. Герои, действительно, упали на дно бездонного колодца, а безумное чаепитие никогда не закончится не только в алисиной стране, но и среди псковских далей. Кстати, совпадения с Кэроллом Богомолов не сделал главным принципом сюжетостроения, переключения на иную реальность происходят в его спектакле нечасто, но всегда изящно. Они нужны только, чтобы подчеркнуть неприглядную суть. Страна почила, но в пришедшей ей на смену строе видны уши белого кролика или шляпа безумного шляпника. Кому что больше нравится.

Ближе к финалу Борис не успевает проводить жену и дочь в эмиграцию, зато успевает покрутить педали у недвигающегося с места велосипеда и горько разрыдаться на груди у Белой Коровы, которая дает ему новые правила жизни, от которой не убежать: «Завтра никогда не бывает сегодня! Просто ты не привык жить в обратную сторону». Как с этим прикажете жить? — Да как хотите. По Богомолову печальная безнадежность все равно победит. И не только в совке.

Отзывы о «Рецензия на спектакль «Wonderland 80»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

Выбор редакции

23 декабря (вс) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 23 декабря (вс) | 19:00

Радикальный Булгаков под музыку Майкла Джексона и Pink Floyd.

10 января (чт) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 10 января (чт) | 19:00

Веселый спектакль о судьбе двух сестёр.

24 декабря (пн) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 24 декабря (пн) | 19:00

Интеллектуальная комедия о великом немецком философе.

25 декабря (вт) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, драма 25 декабря (вт) | 19:00

Одна из величайших пьес Шекспира в сдержанной версии Деклана Доннеллана, обращенной в современность.

2 января (ср) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 2 января (ср) | 19:00

Комедия Мольера в адаптации Дмитрия Быкова.

17 декабря (пн) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 декабря (пн) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

15 декабря (сб) | 14:00 | Московский театр оперетты, мюзикл 15 декабря (сб) | 14:00

Самый удачный пример российского мюзикла.

22 декабря (сб) | 12:00 | Большой театр, балет, детский 22 декабря (сб) | 12:00

Самый новогодний балет, смотреть который в преддверии праздников — давно традиция.

13 декабря (чт) | 19:00 | Гоголь-центр, драма 13 декабря (чт) | 19:00

Осовремененный Некрасов от Кирилла Серебренникова.

Самые эффектные и смешные спектакли, которые непременно поднимут настроение.

4 января (пт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 4 января (пт) | 19:00

Красочная комедия с Сергеем Маковецким в главной роли.

21 декабря (пт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 21 декабря (пт) | 19:00

Лаконичный и страшный спектакль о силе рока.