Wonderland 80 Wonderland 80
В избранное
Оценка редакции
Жанр драма
Режиссер-постановщик Константин Богомолов
Длительность 160 мин

Моя оценка

Описание Расписание Фотографии Видео Отзывы и рецензии Персоны
Наталья Витвицкая
6 сентября 2011

Рецензия на спектакль «Wonderland 80»

Константин Богомолов соединил блистательный довлатовский травелог «Заповедник» и кэролловскую «Алису», высветив трагедию homo soveticus в эпоху застоя.

Оба произведения Богомолов взялся репетировать и ставить по отдельности. Но в какой-то счастливый момент ему в голову пришла мысль, что они отзеркаливают друг друга. А заодно и безнадежность человеческого существования. Итоговый спектакль получился почти что гениальной эпитафией с ярко-выраженными чертами социальной сатиры. А еще с легко считываемым намеком на сегодняшний отечественный Wonderland, из которого так же хочется сбежать в какое угодно «никуда».


Богомолов собственноручно написал сценарий к спектаклю, переиначив пессимистичную довлатовскую прозу и культовую абсурдистскую «Алису». Главный герой «Заповедника» Борис Алиханов превратился у него в Бориса такого-то, фамилию «потеряла» и его жена Татьяна, дочка Маша раз в 20 минут стала перевоплощаться в Алису, ангела с бутофорскими рваными крылами и Призрака Пу, а продающая самогон жуткая баба Зина — в рыбу в живом и мертвом виде. Существенные видоизменения затронули и остальных героев обеих «сказок». Все вместе они разыграли едкую историю выдворения из страны советов (жизни?) некоего умного писателя Бориса. Ничего оправдательного, и тем более ностальгического в описании его злоключений нет. Есть только беспощадный сарказм, как по отношению к «сэсээрии», так и поискам личного счастья.

Действия в советской стране дураков никакого нет, зато есть встречи всех со всеми. Сначала в ленинградской коммуналке, а затем в Пушкинских горах Борису встречаются не только Ангелы в пионерских галстуках, но и бездарные писатели, мужеподобные буфетчицы по прозвищу Маркс и Энгельс, изнывающие без мужской ласки сотрудницы отдела кадров, деревенские алкаши и влюбленные в Пушкина экскурсоводши.

Всех подташнивает от вечного похмелья и тоски, все зависли в безвременье, все ждут финала как освобождения. Этот предсмертный для несуществующей уже страны бред легко лег на кэролловский текст. Герои, действительно, упали на дно бездонного колодца, а безумное чаепитие никогда не закончится не только в алисиной стране, но и среди псковских далей. Кстати, совпадения с Кэроллом Богомолов не сделал главным принципом сюжетостроения, переключения на иную реальность происходят в его спектакле нечасто, но всегда изящно. Они нужны только, чтобы подчеркнуть неприглядную суть. Страна почила, но в пришедшей ей на смену строе видны уши белого кролика или шляпа безумного шляпника. Кому что больше нравится.

Ближе к финалу Борис не успевает проводить жену и дочь в эмиграцию, зато успевает покрутить педали у недвигающегося с места велосипеда и горько разрыдаться на груди у Белой Коровы, которая дает ему новые правила жизни, от которой не убежать: «Завтра никогда не бывает сегодня! Просто ты не привык жить в обратную сторону». Как с этим прикажете жить? — Да как хотите. По Богомолову печальная безнадежность все равно победит. И не только в совке.

Отзывы о «Рецензия на спектакль «Wonderland 80»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

21 сентября (пт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 21 сентября (пт) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 сентября (чт) | 19:00 | Театр наций, драма 20 сентября (чт) | 19:00

Миронов, Хаматова, Боярская в очень современной версии чеховской пьесы.

23 сентября (вс) | 19:00 | Театр им. Ермоловой, драма 23 сентября (вс) | 19:00

Отличная трагикомедия с Иваном Янковским в роли разочарованного в себе героя.

драма

Осовремененный Чехов в режиссуре Виктора Рыжакова.

Фестиваль

28 сентября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 28 сентября (пт) | 19:00

Спектакль–размышление о свободе в полицейском государстве.