Близится к концу год Чехова, и можно смело сказать, что спектакль РАМТа «Чехов-gala» стал одним из лучших подарков и нам, и классику к его 150-летию.

Алексей Бородин предложил свой маршрут по коротким чеховским пьесам — не то чтобы крутой, но карусельный, калейдоскопичный, клиповый. Знаменитые «шутки в одном действии» («Медведь», «Свадьба», «Предложение», «Юбилей») нарезаны им ломтями, как именинные пироги, и выложены в ловкое ассорти. Или, если угодно, несколько разных наливок и настоек смешаны в один разноцветный пряный коктейль, венчает который, словно долька лимона, кисло-терпкий монолог «О вреде табака».


Нелинейная драматургия зрелища одним напомнит о романах Милорада Павича, другим — о театральных проектах вроде международного «Отеля «Европа» (2000) или поставленной Дмитрием Крымовым также к нынешнему чеховскому юбилею «Тарарабумбии». Ну а неискушенный, по авиньонам и эдинбургам не летающий и рецензий не читающий зритель, тот же старшеклассник, сперва, может, и удивится непривычной композиции, пожмет плечами, повертит головой, а после охотно и благодарно включится в предложенную игру. И самой лаконичной рецензией на праздник абсурда станет фраза, брошенная в гардеробе юным фанатом виртуальных «бродилок»: «Да это же реальный квест!..»

Конечно, поводом отправиться на «Чехов-gala» для многих станет не только аккуратно прооперированный и сшитый Чехов, не только изобретательная режиссура Бородина. В Молодежном театре сильная, популярная труппа, в ее составе несколько медийных лиц и просто любимых Россией актеров. И, разумеется, в этом густонаселенном (три десятка действующих лиц) представлении именно к Петру Красилову, Нелли Уваровой, Илье Исаеву, Алексею Веселкину, Александру Устюгову приковано все внимание. Герои современных мыльных опер, ледовых телешоу и «караванов историй», как и их менее раскрученные коллеги, вполне убедительны в костюмных ролях, азартны и легки, оттонченными комическими репликами наслаждаются не меньше публики и в финале заслуженно купаются в аплодисментах и букетах.

Хотя по большому-то счету актерам РАМТа не позавидуешь: неизбежно сравнение с великими (Раневской, Гариным, Марецкой, Яншиным, Жаровым), когда-то сыгравшими эти роли в кино. И, разумеется, режиссер тоже здорово рисковал, включив в «Чехов-gala» «Свадьбу» и «Медведя» — кто не видел старых знаменитых фильмов Исидора Анненского! Впрочем, завидую тем, кто не видел и не помнит... Возможно, именно «Свадьба» — слабое, провисающее звено в этой пестрой блестящей цепи, нет, не провал, но и не восторг, и главная причина — в силе «конкурентов» из черно-белой постановки 1944 года. Ну так и что же теперь из-за этого вовсе не воплощать чудный водевиль? Нет, конечно. В целом же этот спектакль — достойный пример прочтения классики: оригинально, но бережно, свежо, но узнаваемо, нескучно, но без пошлости. Эксперимент — да, но не настолько радикальный, чтобы автор ворочался в гробу.