Отзывы о "Мастер и Маргарита"

Оценка редакции
Ия 23 ноября 2018, 05:02

«Мастер и Маргарита» во МХАТе им.Горького
Боже мой, как любят подростки этот роман. Девочки – за Маргариту, мальчики – за Воланда. И все вместе за кот Бегемота.
Тогда как Мастер, смею предположить, все равно никому не интересен своим романом и Понтием Пилатом.
Увы?
Поставил спектакль по роману Булгакова Михаила Афанасьевича режиссер Белякович В.
Что это означает? А то, что спектакль должен был оказаться интересным и нравится, и так и было.
А также в нем непременно появятся трансвеститы. В романе- нет, но воля режиссера
Остается узнать, куда именно воткнут мужиков в платьях.
Да! Были, и очень естественно смотрелись. Будто автор так задумал.
Роман «Мастер и Маргарита» –не Театральный (об этом Булгаков отдельно высказывался, и тоже незаконченно), он - о романе и о страсти к литературе, потому так правильно и так круто, что звучит много текста на сцене.
И декорации – скрижали с посланием
Так надо. Даже если публика требует казать ей картины (видеоряд) и чертей своих любимых .
Немного терпения и удивления (да пребудет с нами сила)..каких-то 4 часа на то, чтоб вспомнить вcе или почти все _
Касаемо музыки – предопределено. Электронная, выла какая-то ведьма. Впечатляюще и для нервов горки американские.
из романа Мастера
Трагедия и слава Понтия Пилата представлена достойно. И в то же время несколько поверхностно.
Позы, свет, голос В. Клементьева в роли Понтия Пилата – все так достоверно, но и постановочно тоже
Группа Воланда – довольно цирковая, все будто с ярмарки сбежали. Яркие, красивые и несколько не в себе. Они тут самые-самые. Как всегда.
Гелла – вызывающе красивая и лохматая, Коровьев – вызывающе жовиален, мелок, подвижен, веки – красноватые, в тон векам – носки, Азазелло – вызывающе спортивен и нежен, ну и кот. Тоже был
И директор этого бродячего цирка, Воланд, в помятых штанах, цилиндре, с мефистофелевскими повадками и выдающимся профилем, хоть на монету чекань.
В сцене московского варьете прям очень-очень мило кувыркались все, а вот на балу хотелос ь бы бОльшего. Это вот было как Карнавальная ночь с Гурченко в купальнике и с рогами, в некоем ДК работников безумного профсоюза, только зрители не перед телевизором лежат, а в креслах, и ждут саспенса более лютого. А тут – номера, кто кого коварнее. «Я самый жадный, я беспощадный, я злой разбойник..» ну и так далее
Сцена в психушке – тоже фи. Камеди клаб.
А вот в ресторане Грибоедов и варьете – вот где мужикам было раздолье, и на каблуках, и в перьях, и в платье с открытой спиной. Феерия и диско.
После спектакля, на бульваре слышала, как девочка жаловались, что Маргарита ей не та.
А мне как раз она очень показалась, точно в образ. Такая нервная, странная, глаза как у лани на персидской миниатюре, блеск лихорадочный, экзальтация не от самолюбия (я понимаю девочки хотят высокомерную и рыжую Маргариту, так нет же, нет!)
Но все представляют свое что-то. Меня Мастер не устроил. Шепелявил – это еще ладно, в психушке наколоть могли. Но равнодушный такой, ударенный. Из-под веществ химических выпустить бы его на сцену. Чтоб разморозился слегка, чучелко ведь должно не только роман написать, но и сжечь странички. Да так, чтоб мы вздрогнули, лежачие в креслах. Драйв нам всем надобен.
Поэт Бездомный, Берлиоз, Варенуха и Лиходеев – блеск. Юмор в актерах, через них переданный, не был плоским, напротив. Веселые, но не клоуны.

В общем, внимание у спектакля и без того есть, но он его стОит.

inessa 26 октября 2018, 02:11

«Мастер и Маргарита» - один из самых любимых моих романов. Сколько же раз я хотела попасть на него в театр (я бы вообще пересмотрела все возможные постановки), но первый раз увидела его на сцене МХАТ им. М. Горького в режиссуре В.Беляковича (что меня очень обрадовало). Спектакль долгий, очень долгий, почти 4 часа. Пожалуй, это плюс – все сюжетные линии раскрыты очень подробно, четко по книге.

Перед знаменательной встречей Берлиоза и Ивана Бездомного с Воландом нам показывают на сцене одновременно всех основных героев – от свиты дьявола до Понтия Пилата, визуально «представляя» их нам. Воланд (Михаил Кабанов) мне понравился больше всего, хотя я всегда представляла его несколько иначе. Здесь он – элегантный джентльмен средних лет в цилиндре, с бородкой, и чем-то очень напомнил злого колдуна-магрибинца из истории про Аладдина.

Также из впечатливших героев выделяются Понтий Пилат (Валентин Клементьев) с поистине металлическим голосом, мучимый чувством вины и раскаяньем (надо же, а я и забыла подробности истории с Иудой). Иешуа – настоящий блаженный, добрый и всепрощающий.

Свита Воланда – Азазелло и Коровьев, с выбеленными лицами и пластикой мимов, великолепный котяра Бегемот, как и положено, огромен, нагл и харизматичен до невозможности, он стал явным любимцем публики :)

Мастер (Александр Титоренко) и Маргарита (Ирина Фадина) – играют уже зрелую пару, они знают, чего хотят и о чем мечтают. Не знаю, по режиссерскому ли это замыслу или просто актеров так подобрали. Маргарита – настоящая королева, гордая, неприступная и резкая, но как преображается она, когда заходит речь об ее Мастере.

Оценила решение с огромными листами фанеры, подвешенными на сцене: из-за них появляются герои, под ними они с грохотом пробегают, когда исчезают или умирают, особенно громким был Берлиоз, который «попал под трамвай». На них проецируются цитаты из великого романа Мастера. На них раскачивается дьявольски прекрасная ведьма Маргарита, когда летит на бал к Воланду в одной рубашке. Наконец, к ним прикованы гостьи на балу: одна отравила всю семью ради наследства, другая помогала дамам травить мужей, а третья, Фрида, закопала живьем незаконнорожденного ребенка.

Как уже упоминалось, создатели спектакля строго соблюдают текст романа: очень много сцен, где герой стоит на сцене или движется по ней и произносит от своего лица монолог, в котором действует его персонаж. Так поставлена сцена полета Маргариты, большинство сцен в Ершалаиме, купание Бездомного в Москве-реке, рассказ Мастера. Оставлены сцены с Варенухой-вампиром, попаданием Степы Лиходеева в Ялту и похоронами Берлиоза, что очень ценно.

А больше всего позабавил момент, когда во время выступления Воланда в Варьете с потолка в зрительный зал реально посыпались денежные купюры, а зрители стали их охотно ловить. А что бы было, объяви, что деньги настоящие…. Воистину, люди не меняются :)

В этот раз я написала не самую длинную рецензию, но это потому, что «Мастер и Маргарита» просто не нуждается в долгих описаниях и пересказах, лучше самим прийти и провести приятнейший вечер в одном из самых красивых театров в центре Москвы

comeback2005 4 октября 2018, 01:58

Голые ведьмы, сатана, магия, убийства, шулерство и черти - с одной стороны и история странствующего философа и властного прокуратора - с другой. Да, “Мастер и Маргарита” Михаил Булгакова. Да, в МХАТ им. М. Горького. Пропустить такое приглашение было невозможно!

Да, выдержав почти четыре часа театрального действа и выйдя на Тверской бульвар, я задумалась о том, что же мне писать в отзыве. В голове продолжали грохотать семь жестяных листов с кривыми строчками Булгакова, по бульварам рассыпались искры разноцветных фонарей, а я почему-то вспоминала финальную сцену романа с лунной дорожкой и бредущим по ней прокуратором, рядом с которым идет его самый верный друг - пес Банго. Сцену, которой не было в постановке Валерия Беляковича. Сцену, которой мне так не хватило, чтобы уравновесить не прекращающийся с первых мгновений спектакля шабаш и вакханалию.

Да, признаюсь, из всех героев романа мне больше всего нравится Понтий Пилат - человек с волчьим взглядом, разуверившийся в людях, который уже и не думал встретить на своем пути чистую и добрую душу, а потеряв ее по своей вине, испытывает страшные муки совести. Понтий Пилат в исполнении Валентина Клементьева - вот уже две тысячи лет терзаемый бессонницей - “мой” пятый прокуратор Иудеи, именно таким я его и представляла. Прокуратор, который непременно спас бы Иешуа, будь у него чуть больше времени...

Да, “Мастер и Маргарита”, пожалуй, один из немногих романов, где попадание “мой/не мой” чувствуется особенно остро. Вот вам еще один персонаж - Воланд. “Мой” Воланд - изящный, непостижимый и всемудрый персонаж, он вне времени, вне пространства. Воланд в исполнении Михаила Кабанова оказался для меня слишком громким, слишком примитивным, слишком гротескным, слишком кабачным. Я не видела постановки “Мастера и Маргариты” на подмостках Театр на Юго-Западе, но я видела небольшую сцену театра, и мне кажется, что в таком камерном пространстве такой Воланд, сошедший словно из commedia dell'arte, глаза в глаза зрителю, производит совсем другое впечатление. Так словно смотришь в зеркало. На сцене МХАТ условность обернулся пошлым китчем.

Да, про громко. На сцене кричат все. Еще раз - “кричат все”. Кричат в монологах, в диалогах, в тексте от автора, когда надо говорить шепотом, когда надо помолчать. Громче всех кричит Воланд. Впрочем, это не удивительно: чтобы вести диалог с, например, Иваном Бездомным (Андрей Кравчук) через огромную сцену МХАТа, надо иметь мощную громкость. А если при этом еще громыхают листы жести и звуки электрической музыки , то громкость голоса надо увеличивать вдвое. Правда, в такой ситуации есть риск, что тебя не услышат, и тогда надо добавить отчаянную жестикуляцию, которую можно разглядеть сквозь клубы дыма и лучи прожекторов.

Да, про текст автора. Это, пожалуй, один из главных героев спектакля. Актеры периодически застывают и декламируют длинные фрагменты романа “слово в слово”. Поначалу это кажется забавным - так, Берлиоз (Борис Бачурин), сидя на полу, длинно и нудно читает монолог о том, как он подскользнулся и потерял голову. Иван Бездомный, топчась на одном месте, расскажет, как он догонял, догонял, догонял, догонял, да не догнал свиту Воланда. К концу первого действия, когда от мелькания сцен Москва сольется в одну картинку с Иерусалимом, монологи потеряются в грохоте железа, и вы все чаще и чаще будете смотреть на часы с немым вопросом “когда же антракт?”, возможно, вам захочется сделать то же самое, что и мне, - закрыть глаза. Тогда, если просто слушать, то можно представить, что присутствуешь на добросовестной радиопостановке романа “Мастер и Маргарита”.

Да, про свиту. Бегемот, Азазелло, Коровьев и Гелла. Когда я первый раз читала роман, что посмеивалась вместе с ними над тем, как они подшучивают и издеваются над людьми. Возможно, в них есть что-то доброе и чистое, но на сцене вместе с Воландом были злобные и жесткие существа, которые с легкостью из-за “шуточек” погубили и Римского, и Варенуху, и Берлиоза и многих,многих других. Впрочем, надо признать, что Коровьев в исполнении Тимофея Ивашина чрезвычайно пластичен и элегантен, Азазелло (Артемий Оя) в ипостаси “ качка” я точно не могла представить (хотя, почему бы и нет), Гелла (Екатерина Кондратьева) оказалась не “моя”, но чрезвычайно эффектна.

Да, про народ. Народ на сцене четыре часа в шабаше нон-стоп. В какой-то момент за него (народ) становится страшно. Грибоедовская вакханалия с трансвеститами, сумасшедшая клиника психиатра Стравинского с кордебалетом интернов, низкосортное варьете с осыпанием зрителей “червонцами” и бал сатаны с претензией на садо-мазо - обыватели, литераторы, врачи, прохожие, вагоновожатые - шумно, громко, костюмно и местами пошло. Зеркало иногда бывает слишком кривое, увы. За Стравинского (Владимир Халтурин) мне, как врачу, обидно вдвойне. Умного и интеллигентного психиатра Стравинского превратили фактически в пациента собственной клиники. И да, фразочка “Фиксируем”, кажется, плотно вошла в наш обиход.

Да, про фразочки и находки. Обратите внимание на телеграфистку Карпову (Арина Алексеева) и то, как она зачитывает телеграммы Лиходеева, полагаю, многим стенд-аперам у нее есть чему поучиться. Иван Безродный, в ярости громящий “Грибоедов”, диво как хорош и атлетичен, а в сценах с Мастером очень честен. Левий (Максим Дахненко) поначалу показался мне “никакушным”, но я закрыла глаза и слушала его завороженно.

И да, о чем спектакль? О том, что если вы никогда не читали “Мастера и Маргариту”, то можно потратить 4 часа в осеннюю дождливую погоду и узнать немного про прокуратора Иудеи и Иешуа, про Воланда и , наконец уже, про Аннушку, что пролила масло (“Блин, вот она откуда!” - дословная реплика, что раздалась у меня за спиной), про Мастера и Маргариту, и чуть-чуть про добро и зло. Я не знаю, появиться ли у вас после спектакля желание открыть книгу и прочитать “Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина....”, но посмотрите постановку и решите для себя сами, ваши эти “Мастер и Маргарита” или не ваши.

И пусть "каждому будет дано по его вере”.

katusha2002 28 сентября 2018, 10:57

В очередной раз убеждаюсь, что театр это симбиоз всех составляющих- режиссера, композитора, постановки света и музыки, труд костюмеров, художника-постановщика, и артистов. Если что-то из вышеперечисленного провисает-чуда не произойдет. Не будет волшебства, которое называется Театр.
Валерий Романович Белякович, как известно ставил много спектаклей и в других театрах. Во МХАТе им.Горького он поставил «На дне», «Мастер и Маргарита», «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Укрощение строптивой»... И мне очень хотелось взглянуть на работы Мастера вне родной сцены. Любопытно.

И вот "Мастер и Маргарита". Любимое произведение. Любимейший спектакль. Любопытно.

Поймите меня правильно. Я лицо заинтересованное и предвзятое, НО и все-таки здравомыслящее. То есть когда-то и я пришла в театр и никого не знала. А вот захватило с первого раза. Да я уж писала, и тут совсем о другом театре речь. Я упомянула свой опыт для того, чтобы было понятно, что все бывает в первый раз, как Любовь. Возникает или нет. Химия, волшебство, причем идущая от обеих сторон. Так вот, на Мастера во МХАТ я шла в предвкушении. Но волшебства для меня не произошло. Объясню почему.

Да! Это была мощь Валерия Романовича в полной красе. Сценография, музыка, диалоги, мизансцены..всё знакомое и любимое до боли. Я снова наслаждалась именно этим симбиозом- Белякович - Булгаков. Но, как я написала в начале, важно ВСЕ. А ВСЕГО и не было. Были некоторые более-менее удачные роли.
Например, Валентин Клементьев в роли Понтия Пилата. У него получился хороший прокуратор- в меру усталый, умный, достойный правитель Иудеи и достойный собеседник Иешуа.
Ирина Фадина в роли Маргариты. Понравилась. Её Маргарита женщина -действие. Стремительная, властная, неистово любящая. Неплох Иван Бездомный в исполнении Андрея Кравчука. Очень плавно и бережно показана его эволюция от пролетарского поэта до философа (в психушке). Нельзя не отметить рыцарей Свиты- Азазелло и Коровьева. Невозмутимый Артемий Оя -атлетически сложенный Демон-убийца во всей красе. И фиглярствующий Коровьев Тимофей Ивашина. Оба достойные спутники Воланда.

Да..Воланд. Персонаж ключевой. Наверное у каждого свой Воланд)) Ну не тянет для меня такой шуточно-опереточный персонаж на Воланда. Не хватает вековой мудрости и загадочности, демонизма в конце концов. Опереточный вышел Воланд у Михаила Кабанова. Не мой, однозначно.
И ещё главный персонаж-Мастер. Совсем не поняла, причем от слова "не поняла"-не разобрала. Александр Титоренко что-то быстро проговаривал на сцене, без особых интонаций.. Но если честно, я еще не нашла своего Мастера на сцене (в телефильме, да, мой).

Другие роли и общие сцены.. мне показалось, что большая сцена сыграла тут недобрую роль. Волшебство спектакля заключалось и в том, что на маленьком пространстве появлялась целая Вселенная- древняя Иудея, Москва с высоты птичьего полета, бульвары, Москва-река и даже Крым). А большая сцена размазывает и разъединяет тот магический круг спектакля. Мешает. Пропадает энергетика, которой итак мало...

Нет, я все-таки предвзята..Так как поняла в очередной раз, что Магия Театра это суть всех составляющих.

Анна Мартынюк 22 сентября 2018, 06:17

Вчера посетила спектакль «Мастер и Маргарита», проходивший в МХАТе имени Горького. Это удивительное представление точно попадёт в мой личный хит-парад.

Очень легко прочесть почерк Валерия Беляковича. Только увидев декорации, я почувствовала, что руку к этому спектаклю приложил любимый мной режиссёр, они показались мне очень знакомыми.

Декорации минимальны-несколько огромных металлических пластин, которые при падении на них освещения превращаются в страницы книг, стены дворца, квартиру, бальный зал.

Здесь свет играет отдельную роль. Он демонстрирует нам Воланда и его свиту красным, таким же цветом выделяются все темные делишки. Когда Маргарита громит квартиру критика Латунского, вместо пластин мы видим окна его квартиры, каждый взмах руки ведьмы сопровождается молниями. Очень часто на сцене появляются несколько световых кругов, среди которых передвигаются наши герои, оказываясь в поле света только тогда, когда они должны оказаться в центре событий.

Невероятно много внимания уделено костюмам: каждая деталь, каждая мелочь продумана. Костюм Прокуратора смотрится очень эффектно, невероятная мантия с большим количеством складок-настоящая одежда римского правителя.

Очень понравилась сцена, в которой Бездомный попал в одних кальсонах весь перепачканный в «Грибоедов». До его прихода там шли танцы, царило неугомонное веселье, а после поселился хаос. Вроде и знаешь, что должно было случится (все-таки книжку читали практически все), но появление поэта все равно оказывается неожиданным.

Беседа поэта Бездомного с врачами в психиатрической больнице получилась очень забавной и комичной. Толпа интернов, слепо следующая за своим руководителем, сумасбродная медсестра, достаточно странный доктор, который в некоторые моменты кажется намного более сумасшедшим, чем наш герой.

Во время выступления в варьете мы на миг стали «зрителями» вместе с актёрами. В театре включился свет, червонцы полетели над партером. Было очень забавно наблюдать за тем, как зрители в зале вставали с мест, тянули руки, чтобы заполучить «заветную» бумажку. Поэтому, когда Коровьев сказал, что нравы людей не изменились, люди остались такими же алчными, зал разразился смехом.

Эффектным был и «Дамский магазин». Девушки в мгновение ока сменяли свои наряды, оказываясь перед нами в роскошных сияющих платьях.

Мне очень понравилось решение одеть Маргариту, обратившуюся в ведьму в длинное бесконечное платье с развевающимися рукавами. Сцена ее полёта над Москвой легко могла бы иметь место в каком-нибудь блокбастере. Парящая в облаках девушка прекрасна! Я улавливала каждое движение ее длинной мантии, каждый взмах ее руки.

Невероятна сцена бала Сатаны. Девушки-призраки, кружащиеся в развевающихся длинных белых нарядах. Мужчины - гости бала: в чёрных мантиях со скрытыми лицами и их прислужники - полуобнаженные мужчины в кандалах. Все они кружатся в немыслимом танце.

Отдельно хочется отметить свиту Воланда: невероятно красивая Гелла (да, да, мужчинам будет на что посмотреть); Азазелло, которого мы видим здесь брутальным накаченным мачо; весельчак Коровьев, игривый кот Бегемот - они были безупречны. Игра актеров прекрасно дополняла образы.

Спектакль определённо заслуживает внимания. Очень много в нем свежих режиссерских находок. При том, что построен он чётко по книге (нет ни малейших отступлений от текста), смотреть его интересно, захватывающе и увлекательно.

Анна Мартынюк 22 сентября 2018, 06:16

Вчера посетила спектакль «Мастер и Маргарита», проходивший в МХАТе имени Горького. Это удивительное представление точно попадёт в мой личный хит-парад.

Очень легко прочесть почерк Валерия Беляковича. Только увидев декорации, я почувствовала, что руку к этому спектаклю приложил любимый мной режиссёр, они показались мне очень знакомыми.

Декорации минимальны-несколько огромных металлических пластин, которые при падении на них освещения превращаются в страницы книг, стены дворца, квартиру, бальный зал.

Здесь свет играет отдельную роль. Он демонстрирует нам Воланда и его свиту красным, таким же цветом выделяются все темные делишки. Когда Маргарита громит квартиру критика Латунского, вместо пластин мы видим окна его квартиры, каждый взмах руки ведьмы сопровождается молниями. Очень часто на сцене появляются несколько световых кругов, среди которых передвигаются наши герои, оказываясь в поле света только тогда, когда они должны оказаться в центре событий.

Невероятно много внимания уделено костюмам: каждая деталь, каждая мелочь продумана. Костюм Прокуратора смотрится очень эффектно, невероятная мантия с большим количеством складок-настоящая одежда римского правителя.

Очень понравилась сцена, в которой Бездомный попал в одних кальсонах весь перепачканный в «Грибоедов». До его прихода там шли танцы, царило неугомонное веселье, а после поселился хаос. Вроде и знаешь, что должно было случится (все-таки книжку читали практически все), но появление поэта все равно оказывается неожиданным.

Беседа поэта Бездомного с врачами в психиатрической больнице получилась очень забавной и комичной. Толпа интернов, слепо следующая за своим руководителем, сумасбродная медсестра, достаточно странный доктор, который в некоторые моменты кажется намного более сумасшедшим, чем наш герой.

Во время выступления в варьете мы на миг стали «зрителями» вместе с актёрами. В театре включился свет, червонцы полетели над партером. Было очень забавно наблюдать за тем, как зрители в зале вставали с мест, тянули руки, чтобы заполучить «заветную» бумажку. Поэтому, когда Коровьев сказал, что нравы людей не изменились, люди остались такими же алчными, зал разразился смехом.

Эффектным был и «Дамский магазин». Девушки в мгновение ока сменяли свои наряды, оказываясь перед нами в роскошных сияющих платьях.

Мне очень понравилось решение одеть Маргариту, обратившуюся в ведьму в длинное бесконечное платье с развевающимися рукавами. Сцена ее полёта над Москвой легко могла бы иметь место в каком-нибудь блокбастере. Парящая в облаках девушка прекрасна! Я улавливала каждое движение ее длинной мантии, каждый взмах ее руки.

Невероятна сцена бала Сатаны. Девушки-призраки, кружащиеся в развевающихся длинных белых нарядах. Мужчины - гости бала: в чёрных мантиях со скрытыми лицами и их прислужники - полуобнаженные мужчины в кандалах. Все они кружатся в немыслимом танце.

Отдельно хочется отметить свиту Воланда: невероятно красивая Гелла (да, да, мужчинам будет на что посмотреть); Азазелло, которого мы видим здесь брутальным накаченным мачо; весельчак Коровьев, игривый кот Бегемот - они были безупречны. Игра актеров прекрасно дополняла образы.

Спектакль определённо заслуживает внимания. Очень много в нем свежих режиссерских находок. При том, что построен он чётко по книге (нет ни малейших отступлений от текста), смотреть его интересно, захватывающе и увлекательно.

Antonio M. 30 мая 2013, 07:23

Сам по себе не слишком удачный спектакль ужасным образом портила актриса, исполнявшая роль Маргариты, искусственность которой на сцене просто зашкаливала. Появление пожилой уже актрисы в откровенном наряде на Балу Сатаны лишний раз натолкнуло меня на мысль, что что-то тут не так. В общем, интересно, по какому принципу режиссер выбирал актёров неясно. И это я молчу о других недостатках спектакля.

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 7)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма