Спектакль Игра снов

Оценка редакции

Королевский театр «Драматен», Швеция.

Анонс «ВД»: На VIII Международном театральном фестивале имени Чехова великий швед Матс Эк показывает другого великого шведа Августа Стриндберга

Матс Эк для российского зрителя – такая же закрытая и противоречивая «Вещь в себе», как и его балеты. Хрестоматийные знания о нем не новость: он дитя любимого актера Бергмана Андерса Эка и танцующего хореографа Биргит Куллберг. Театральному ремеслу учился в Стокгольме, увлекся театром марионеток, работал в Королевском театре Стокгольма с Бергманом. По-настоящему прославился после скандальной «Жизели» 1982 года (показана даже в Москве десять лет назад), и стал знаменит в мире именно как хореограф. Что не помешало ему ставить и оперу, и драматические спектакли. Классический яйцеголовый очкарик меньше всего на свете хочет быть подвергнутым классификации, и к приклеенному ему ярлыку «постмодернист» относится с большим подозрением. Он из закрытого клуба балетмейстеров-интеллектуалов, появившихся на сцене в 70-е годы; в той же компании Джон Ноймайер, Уильям Форсайт, Иржи Килиан, ныне живые иконы ХХ века и создатели направлений.

Чеховский фестиваль привозит в его постановке «Игру снов» Августа Стриндберга, и эти гастроли станут ключевыми даже при изобилии нынешнего феста. Ставил Матс Эк в родном Королевском театре «Драматен», и в его руках были режиссура и хореография, в которой ему ассистировала великая балерина Ана Лагуна. Можно подозревать, что и сценография, и мистический свет были под его надзором, ибо фотографии спектакля выглядят по-эковски завораживающе. Фасад дома, операционная, унылая лошадь; люди то исчезают в подпол, то возникают из клубов дыма. Актриса в пачке душит ногами поклонника, другая отгораживается локтями от невзгод. Странности и неустроенность мира Стриндберга Матс Эк удваивает, утраивает, абсолютно по-бергмановски вглядываясь в персонажей и избегая, по его же признанию, назидательности и логики эпического произведения. Мастер по обдумыванию проблем века, здесь Эк, похоже, нашел какую-то очень важную струну интеллектуальной североевропейской культуры.

Лейла Гучмазова
Опубликовано в №22 (3-14 июня 2009 года).

Отзывы о «Игра снов»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 0)

Читайте про другие
события