Гоголь. Вечера. Часть II

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
3 сентября 2013

«Сорочинская ярмарка»: первый день и сразу морок

Гоголь-центр открылся «старым» спектаклем студии «SounDrama».

Кирилл Серебренников открыл второй сезон в Гоголь-центре спектаклем прижившейся здесь студии «SounDrama». Постановки, о которые ломали копья критики в прошлом сезоне («Идиоты», «Братья», «Страх») он оставил на потом. Возможно, не хотел начинать сезон с возобновления споров о нравственности в его театре, не самой тонкой критики и неизбежного протеста со стороны определенной части театрального сообщества. А гоголевские «Вечера» Владимира Панкова (трилогия спектаклей по произведениям Николая Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки») — проект, давно себя зарекомендовавший. За много лет зритель привык к его эстетике, распробовал ее и принял безоговорочно. «Звуковая» драма сегодня — это такой же понятный жанр, как любой другой. Кроме того, «Вечера» — это практически Гоголь в квадрате. Поэтика русского классика не только воссоздана на сцене, она выпестована в звуках, шорохах, ритмичном шепоте и прочем «саунде».

В день открытия сезона «SounDrama» показала вторую часть собственной «Диканьки» — «Сорочинскую ярмарку». К звуковому перформансу (актеры поют а-капелла, если и говорят, то только нараспев, часто повторяя одну и ту же фразу на разные лады ) добавилось завораживающее зрелище. Подлинные национальные костюмы трогательно соседствуют здесь в одеждой советских колхозников. Деревянные кресты мгновенно и страшно превращаются в «распятых» на пшеничном поле чучел. Вертлявый Черт оказывается гееподобным неудачником. Невесту «запрягают» в оглобли, а жениха под руководством развеселых цыган «выгуливают» в овечьем полушубке и меховой шапке. Почему? Зачем? Может быть, всё происходящее только снится главным героям? Подкаблучнику Солопию, его грозной жене Хивре, дочери Параске и ее возлюбленному Грицко? Ведь не зря же кажутся нарушенными логические связи, оборванными — важные фразы, незавершенными — обычные действия. Фантасмагорическая гоголевская ярмарка по версии «SounDrama» — это символ жизненного морока. Чтобы не поддаться ему, важно помнить, что любая Параска может превратиться в Хиврю, любой даже самый честный парубок — согласиться на уговоры черта в красной свитке. И еще одно — в любой, даже самой громкой свадебной песне легко расслышать отзвуки будущих ссор и несчастий.

Отзывы о ««Сорочинская ярмарка»: первый день и сразу морок»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

17 октября (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 октября (ср) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

30 сентября (вс) | 19:00 | Театр имени Моссовета, драма 30 сентября (вс) | 19:00

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

3 октября (ср) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 3 октября (ср) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 октября (сб) | 12:00 | Большой театр, балет 20 октября (сб) | 12:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

24 октября (ср) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 24 октября (ср) | 20:00

Радикальный спектакль Константина Богомолова по философскому роману Томаса Манна.