Отзывы о "Барокко"

Оценка редакции
Выбор редакции
Наталья Витвицкая
1 марта

«Барокко»: От факела к факелу. От боли к свободе

«Барокко» Кирилл Серебренников придумал и поставил, находясь под домашним арестом, отчего спектакль получился похожим на яростный манифест. И это вполне могло бы прозвучать как упрек, если не знать обстоятельств его создания. Но зрители эти обстоятельства прекрасно знают, еженедельно наблюдая сводки и репортажи с судебных заседаний, впечатляющих своей абсурдностью.

Фактически перед зрителем проносится спектакль-коллаж из 10 разрозненных эпизодов-снов. Красивых, страшных, трагических. Сожженный заживо Джордано Бруно, гибель Жанны Д`Арк, самосожжение чешского студента Яна Палеха, протестующего против советской оккупации, парижские баррикады 1968-го , выстрел феминистки Валери Соланас в Энди Уорхола… Сны эти перетекают один в другой, перемежаясь с намеками на прошлые спектакли-хиты Серебренникова («Голая пионерка», «Пластилин», «Обыкновенная история», «Машина Мюллер» и другие) и аллюзиями на киношедевры «Красота по-американски» Мендеса, «Шоссе в никуда» Линча , «Жертвоприношение» Тарковского и «Забрийски пойнт» Антониони.

Умножьте весь этот морок подсознания запертого в четырех стенах художника на барочные арии и мадригалы, прибавьте бьющий под дых актерский азарт и избыточную демонстративную роскошь костюмов в пику серой обыденности и стремящейся к утилитарности власти и «Барокко» мгновенно приобретает черты спектакля-вехи. Отныне есть Серебренников до «Барокко» и Серебренников после.

Актуальность его постановки мистически устрашающая – это спектакль про власть и ее жертвы, про борьбу государства и личность, про бесстрашие тех, кто борется за идеи до смертельной черты.

Финальная сцена без сомнения войдет во все театральные учебники – прикованный наручниками к руке судебного пристава пианист. Он играет Баха левой рукой, пока мизансцену сжирает адское пламя. Огня вообще много в спектакле, у которого даже подзаголовок имеется – #игрысогнем. На этой метафоре и сосредоточен весь пафос «Барокко»  – пусть все сгорит, уничтожится, станет пеплом. Но пусть останется свобода, — человека, жизни и его слова.

Через текст в программке режиссер обращается к зрителям: «Музыка, кино и огонь слиты для меня воедино. История движется от вспышки к вспышке. От факела к факелу. От боли к свободе».

Отзывы о ««Барокко»: От факела к факелу. От боли к свободе»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора