В рамках Международного театрального фестиваля им. А.П.Чехова на сцене театра Моссовета труппа Лон Юнь Кунг-Фу Джеки Чана из Пекина демонстрирует достижения у-шу. О том, почему театр боя не обязан быть театром, специально для «Вашего досуга» рассказывает Татьяна Арефьева.

Мы шли в театр, а оказались на показательном выступлении бойцов кун-фу, на истинно народном празднике, где трещат веерами в фойе и клакеры задают ритм аплодисментам в зале. 

Имя Джеки Чана, отца индустрии акробатических единоборств, украшает название труппы — так в советские времена заводы и фабрики украшали себя именами революционеров. Истинную роль Чана выяснить сложно: якобы под его покровительством 11 признанных мастеров у-шу начали заниматься драматическим искусством, играть на фортепиано и читать книги. И вот вам результат. Шоу «11 воинов», где от театра остались две сценки. Первая комическая — о том, как на великого учителя напала уличная группировка, была бита и пала перед ним на колени (Джеки Чан ценит простой юмор и назидательность). Вторая аллегорическая — о поиске истинного мастерства (найди человека с мечом среди тысячи прохожих под зонтами в дождь).

Лучшей частью шоу становится его завершение, когда без всяких драматургических потуг парни показывают элементы боя. Мечи, зонты, веера, рукава-знамена реют над сценой. Пот стекает по ребристым торсам молодых ушуистов. Нарядные зрительницы отбивают себе ладони так, как не снилось театралам. Искусство, созданное для народа, говорит универсальным языком: и фильмы Чана, и его театр.

Говорить о качестве шоу нет смысла, тут работают совсем другие рычаги. Вспомним историю любви России к восточному бою. 

1964 год — Спорткомитет СССР включает дзю-до в программу Олимпийских игр. Энтузиасты втихую осваивают каратэ-до, в каждом городе страны есть хотя бы один каратистский кружок. 

1978 год — открыта федерация карате СССР, издан приказ, запрещающий заниматься таэк-ван-до, айки-до, у-шу. 

1981 год — введена уголовная ответственность «за нарушение правил обучения спортивному карате». 

1984 год — федерация карате распущена, органы считают, что рост преступности связан с тем, что парни научились кричать «кия» и бить ногой в полете. При этом боевые искусства продолжают преподавать в ВДВ, КГБ и МВД, а страна по десять раз сходила на фильм «Пираты 20 века» из-за сцены с карате. 

1985 год — перестройка и волна дешевых видеомагнитофонов выводят из подполья бойцовое безумие. У-шу становится интеллигентной альтернативой самбо и карате — в нем есть тонкость, да и Цой, русский народный герой, уважает Джеки Чана.

Спрашивается, зачем после всего этого «11 воинам» быть похожими на театр? К чему авангардистская заумь и десятки школ contemporary dance, когда есть крик воина, свист веера и полет с вытянутой вперед ногой? Массовый зритель любит силушку богатырскую, а если она с восточным ароматом — вообще отлично.