Отзывы о "Донка"

Оценка редакции
Фестиваль
Elenuccia 30 мая 2019, 01:06

Клевый театр
  
По результатам гугл-поиска «Daniele+Finzi+Pasca» сразу понимаешь, с кем имеешь дело. На фото – веселый человек с кудрявыми, слегка взъерошенными волосами, озорным и добрым выражением лица, очаровательной улыбкой и гусиными лапками искренней радости в уголках глаз. Придуманный им спектакль точно такой же. 
 
«Донка» – не цирковое шоу, а визуальный театр с интеллектом клоуна, где «клоун» – не пренебрежительно, а уважительно. Чтоб быть клоуном, нужно любить не человечество, но людей. То же важно врачам и писателям. Суперсила этой троицы – наблюдательность, без которой не состояться в профессии и не получить благодарность от пациентов. Собственно, все трое так или иначе постоянно на сцене, перемещаются из сюжета в сюжет. Они внимательно изучили нас, сочиняя спектакль, и теперь в театре чувствуют себя как рыба в воде. 
 
Не буду сейчас уместно умничать про клев и удочки, а также про присутствие чеховского духа. Но что-то легкое, ироничное и уморительное волновало водную гладь и незримо колыхало воздух, а колокольчики тонко позвякивали до начала спектакля и в антракте. Во всем чувствовалось какое-то нежное тепло. В том, как ритм и равновесие – базовые цирковые понятия – на наших глазах меняли театр и настроение. В том, с каким усердием иностранные артисты произносили текст на русском языке, как роняли и поддерживали друг друга. В том, как каждый взрыв хохота в зале и каждый локально вырвавшийся смешок сближали зрителей и как все молчали, зачарованные красотой картинки и невероятной музыкой «ледяной» истории. В том, как привычным унисоном отзывались друг в друге итальянское и русское: аккордеонная «Тарарабумбия» – ни дать ни взять Тарантелла. 

Продолжаешь ощущать тепло и по окончании спектакля, двигаясь к выходу рядом со всеми этими «волшебно», «восхитительно», «трогательно» и «душевно». После такого театра хочется подольше придержать дверь идущему сзади. Чтоб не нарушать равновесие.

Елена Лебедева 28 мая 2019, 12:14

На Чеховском фестивале сегодня первый раз показали спектакль «Донка. Послание Чехову» Компании Финци Паска из Лугано. И еще покажут несколько раз. А потом повезут в Ярославль, а потом – в Питер. Эта итальянская труппа из кантона Тичино явно расположена выступать перед российской публикой. А сам Даниэле Финци Паска, автор, режиссер, художник по свету и хореограф "Донки", увлечен сюжетами русской культуры.
Спектакль создан в 2010 г., а сейчас возобновлен.
Донка – это удочка для подводного лова. В аннотации к спектаклю сказано, что когда рыба клюет, на ней звенит колокольчик. На поверхности жизни раздается звон колокольчика, когда удается выразить своими средствами какую-то сущностную деталь, что-то приближающее к пониманию Чехова.
Средства – многообразны. Словесные скетчи, цитаты из записных книжек и из произведений писателя... Мелодичная красивая музыка (композитор Мария Бонзаниго), танец, цирковая акробатика, жонглирование, клоунада...
Эпизоды, следующие один за другим, сами по себе эффектны и занимательны. Артисты демонстрируют такую невероятную пластику, а поставлен спектакль настолько изобретательно, что можно вообще-то забыть (или не знать) про Чехова и получать удовольствие от балета, цирка, хора, от разных придумок...
Однако на самом деле как бы не были восхитительны разные штучки, срывающие аплодисмент, все они – только средства. Тут есть сюжет; итальянцы пытаются проникнуть во внутренний мир русского писателя и изобразить его в своем специфическом жанре «Финци Паска».
У них, конечно, свой Чехов, для меня – новый (что очень интересно), хотя в спектакле были моменты, когда возникало ощущение, что появляется тот, которого знаю я.
Больше всего мне понравились сюжеты гротескные.
– Жизнь нужно представлять не такой, какая она есть, и не такой, какой она должна быть, а такой, какой она видится в мечтах... Утверждение немедленно иллюстрируется уморительным и совершенно волшебным этюдом проецирования на полотно работы двух акробатов, двигающихся, лежа на полу... Зритель видит и артистов, и проекцию... не хохотать невозможно... Но как же легко они преодолевают силу тяжести, как изящно кувыркаются в воздухе... – в мечте...
У Финци Паска изумительные переходы от впечатляющих теневых проекций к той реальности, что проецируется. Как будто сон материализуется, реальность оказывается мельче, но ярче, конкретнее, фокусируется и – поражает... Хотя вроде бы ничего особенного: люди, предметы...
По-моему, лучшая сцена в «Донке» – больничная, когда легочного больного сначала реанимируют ритмичным похлопыванием по груди и животу, как по ударному инструменту... Он вскакивает и оказывается изумительным жонглером, работающим с красными шарами... Санитары вывозят вторую каталку – тело под простыней... Зритель ни секунды не сомневается, что сейчас произойдет. Визг испуганной медсестры, и вот они уже жонглируют вдвоем...
Захлебывающиеся жизнью сердца... Красные кровяные тельца...
Ишь, стерва!! Прочь! Прочь!
Под почти веселую ритмичную музыку... Мастерски жонглируют красными шариками...
Вот это, кажется, было очень про Чехова.
Пожалуй, меня меньше убедили романтические сюжеты – любовь, мечты и сны ребенка. Хотя выражавшие их полеты на лонжах и потрясающая воздушная акробатика под музыку, наоборот, нежную и печальную – красивы тоже. Может, даже иной раз слишком...
Но вот только-только мелькает такая мысль, а со сцены раздается безапелляционное:
– Ну, по-моему, это китч...
Со сцены!
Балансируют на грани, чувства юмора и самоиронии не теряют...
Просто, по моему ощущению, чеховскую бесконечность, несбыточность счастья, единство жизни со смертью такой музыкой и такими вот средствами не выразишь... Вспоминалась, между прочим, опера «Проза» Владимира Раннева, где звучит «Степь».
Да нет, нет, хороший спектакль «Донка».
Очень стоит его посмотреть.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 10)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма