Новый спектакль в репертуаре вахтанговцев — драма про то, как палач и жертва меняются местами, в пронзительнейшей версии Римаса Туминаса.

Пьеса француза Дидье Карона написана в 2017 году. Скажем честно — она сильно слабее режиссуры Туминаса. Много неуместных шуток, философский посыл мало соответствует эстрадному началу, не до конца раскрыты характеры двух главных действующих лиц. Но в ней есть мысль, которая понравилась худруку вахтанговского театра: настоящее продиктовано нашим прошлым.

Сюжет прост — после концерта к звездному дирижеру Миллеру (Алексей Гуськов) приходит его поклонник по имени Динкель (Геннадий Хазанов). Формальная причина его прихода — получить автограф. Настоящая — обличить убийцу: это Миллер убил отца Динкеля, когда тот был узником Аушвица. Убил по приказу — за то, что замерзающий на страшном морозе музыкант сфальшивил, играя для начальства серенаду Моцарта.

актеры творят с залом что-то невероятное

Самый страшный и сильный момент спектакля — момент разоблачения. Именно ради него и стоит смотреть «Фальшивую ноту». Все, что происходит до, увы, часто похоже на крепкую, но все-таки антрепризу. Ужимки Динкеля, его нарочитая неловкость, страх и нерешительность вызывают одобрительные смешки в зале (в эстрадном жанре Хазанову нет равных), но совсем не вяжутся с развязкой. Как и Миллер (привычное для Алексея Гуськова амплуа самовлюбленного гения) как-то слишком внезапно превращается в измученного совестливого экс-палача.  

Но Туминас на то и Туминас, чтобы «спасти» любой материал, разглядев в нем то, что не заметили другие. Секунды до неотвратимого и мучительного признания удивительны — актеры творят с залом что-то невероятное. Кажется, зритель слышит, как бьется сердца героев на сцене. Их поединок очень короток и жесток. В нем нет победителя. В нем оба побеждены временем, памятью и общей болью.

Высоты и смысла пьесе добавляет аскетичная сценография Адомаса Яцовскиса (над сценой протянут помост с пустыми пюпитрами, внизу рояль, гримерный столик, бутылка вина и пара кресел) и удивительно тонкая, почти чарующая музыка Фаустаса Латенаса. Это триендинство (режиссер, художник и композитор) побеждает пьесу. И если не ставит ее в один ряд с гениальными произведениями классиков, то точно делает убедительным высказыванием о правде жизни и смерти. О чувстве вины, неизбежности наказания и ошибках из прошлого, диктующих настоящие события нашей жизни.