Отзывы о "Мандельштам"

Оценка редакции
inessa 7 февраля, 11:32

«Мандельштам» - один из последних спектаклей Романа Виктюка, его премьера состоялась в 2017 году. Что удивительно, в основе постановки лежит пьеса американского драматурга Дона Нигро, а к биографии Мандельштама в русских театрах практически никто не обращался, хотя его судьба – отражение сталинской тоталитарной эпохи.

Этот спектакль с точки зрения традиционного «виктюковского» символизма показался мне относительно прямолинейным, по крайней мере, в основной мысли: на протяжении всего действия над сценой висел нарисованный образ распятого Иисуса. В постановке задействовано всего пять актеров: лучший друг главного героя Пастернак (Прохор Третьяков), сам Мандельштам (Игорь Неведров), их жены (Людмила Погорелова и Екатерина Карпушина) и, конечно, товарищ Сталин (премьера Александра Пескова).
Спектакль очень многослойный: на первом плане, конечно же, параллели между Пастернаком и Иудой, которых сложно избежать, хотя держится он очень достойно. Вообще, налицо конфликт интересов: честный и желающий оставаться свободным, светлый Мандельштам, так и не смог найти компромисс и писать хвалебные оды советской власти, хотя Сталин просил его об этом открыто. И оскорбленный политик начинает мстить, попутно ломая характер Пастернака как друга Мандельштама: от попытки заставить его клеветать на товарища до подписания приговора.

Очень трагично наблюдать, как Пастернак, имея семейные обязательства, старается защитить перед Сталиным и друга, и себя. Например, знаменитое стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны», прочитанное всего нескольким слушателям, он сразу назвал самоубийством. А дальше непримиримого Мандельштама ждали ссылки, опала, отказы в публикациях и работе и прогрессирующее безумие.

Диаметрально противоположны и женские образы в спектакле: верная Надежда Мандельштам, которая отправляется в ссылки вслед за мужем, и жена Пастернака, которая отказывается пускать на порог дома вернувшихся из отдаленных мест друзей мужа, чтобы защитить детей. И, главное, обеих женщин можно понять.

Скажу честно, я считаю себя уже достаточно взрослой, чтобы сказать, что образы, подобные Мандельштаму, мне не близки – я тоже уже больше ценю скорее комфорт и спокойствие, нежели сгорание за идею и желание пожертвовать жизнью, чтобы избежать рабства. Но, наверное, без этой искры и не было бы настоящих поэтов!

Татьяна 5 февраля, 11:45

Спектакль об отношениях творческого человека и государства. В какой-то мере Мандельштама можно заменить на других жертв того периода. Да хотя бы тех, чьи портреты также "участвовали" в спектакле (могу ошибиться): Гумилева, Флоренского, Мейерхольда. Отличительным моментом было бы творчество поэта, но в спектакле не будет стихов. Лишь одно, "то самое", тот повод, когда государство получило право "наказывать". И пьеса Дона Нигро, скорее, фантазия на тему, и постановка несколько "пере". Но в этой несколько нарочитой манере, театральности, ярче проступают именно "отношения". И ход с телефонными разговорами Сталина и "его друга" Пастернака просто прекрасен. Именно прямой разговор верхов и допущенных низов. То ли настоящие разговоры, то ли с воображаемым "другом". И вот три героя - Сталин, то есть государство, требующее от граждан определённого поведения. Не подчиняющийся талант - Мандельштам. Талант, желающий выжить - Пастернак. Мандельштам - чуткий к миру, творчество для которого - это жизнь. Его стихи рвутся наружу, они хотят быть услышанными. Он не революционер, желающий свергнуть режим, нет, просто у него в голове стихи пишутся о том, что он видит. И если он видит Сталина таким, то так и напишет. А не прочитать эти стихи другим людям - это просто нечестно по отношению к его собственному детищу. Его обязанность как автора не только записать, но и найти аудиторию для своих стихов. Возможно, прокричать на улице всем прохожим.... Мандельштам не может подстраиваться, да и не хочет... С каким-то детским упрямством он действует вопреки ограничениям. Ему нужна свобода, а именно её отбирает государство. Да, можно говорить, что главных тут два персонажа - Мандельштам и Сталин, но мне даже интересней Пастернак. Он не самоубийца как Мандельштам (а прочитав те стихи, тот по факту его совершил), он не имеет власти как Сталин. Он тоже талант, его тоже корёжит (если даже не больше Мандельштама) от ограничений, но он принимает правила игры, чтобы продолжить и жить, и работать. Он разрывается между двух друзей - "другом" Сталиным и настоящим нежно любимым другом Мандельштамом. Те двое - полюса, а Пастернак между. А ведь у них жены, у Пастернака дети... ты ответственен не только за себя, твои действия скажутся и на дорогих тебе людях. После ареста мужа с Надеждой Мандельштам перестают даже здороваться все. И как она рада приходу Пастернака, единственного, кто не делал вид, что её в принципе уже не существует! И как Пастернак в "дружеской" беседе со Сталиным проявляет чудеса дипломатии, чтобы не донести на Мандельштама. "Тебе не читал? - Я не слышал". Таков закон игры - ты либо с нами, либо против нас. Сидеть на двух стульях сложно...
Герои поданы несколько утрировано. Сталин внешне на себя не похож, скорее он собирательный образ чекиста, власти. Очень чёткий образ дебютанта в этой роли Александра Пескова. И совершенно трогательный, наивный, светлый, на удивление позитивный даже в разговорах о самоубийстве Мандельштам. А как он планирует жить в подсобке какого-нить театра! Кажется - неубиваемый оптимист! Мне очень понравился в этой роли Игорь Неведров.
И если предыдущие два образа всё же больше крайности, то именно Пастернак на контрасте достоверен. Такой настоящий, переживающий, осознающий... Прохор Третьяков.

Елена Шмырева 5 февраля, 12:45

Об истории жизни Мандельштама, а точнее, как одно его смелое стихотворение сломало жизнь поэту, рассказывается в спектакле театра Романа Виктюка.
Тяжёлые времена, тяжёлый эмоциональный рассказ. Спектакль поставлен по пьесе американского драматурга Дона Нигро. На сцене всего пять артистов, изображающих Осипа Мандельштама и его супругу Надежду, собрата по перу Бориса Пастернака и его жену, и руководителя страны Иосифа Сталина.
Чем меньше у человека привязанностей в этой жизни, тем более независимым и смелым он может себе позволить быть. Именно это разделяет по детски прямого и несколько психологически неустойчивого Мандельштама и более рассудительного, опасающегося за жизни родных, Пастернака. А за ними следит и пытается вести разговор об их творчестве "вождь народов".
Внешне актёры совершенно не похожи на свои исторические прототипы, но абсолютно оправданным выглядит выбор Игоря Неведрова на роль Мандельштама. Образ подчёркивает детскость, прямодушие и незащищённость поэта. Артист прекрасно передаёт нервное состояние и психическую нестабильность, он понимает и оправдывает беспокойство Пастернака, когда тот отказывает возвратившемуся из заключения поэту в дружеской встрече в собственном доме. А на предложение Пастернака прогнуться перед властью, написав какой-нибудь опус, восхваляющий Сталина, Мандельштам отвечает резким отказом: «Я не хочу писать мусор! Я считаю, что если бы писал стихи, восхваляющие Сталина, то получился бы мусор, иронический мусор».
Гнущего свою линию, преуспевшего в софизме и казуистике Сталина исполняет артист Александр Песков. И тут никакого внешнего сходства, но железная механистичность голоса и манера ведения диалога заставляют верить в силу этого человека. Сталин в разговоре с Пастернаком говорит о своем обучении в семинарии: «церковь научила меня всему, что я знаю о свободе выражения мнений».
Пастернак в спектакле - аморфная добрая сущность, таким передаёт образ Прохор Третьяков.
Твердыми, каждая в своей правоте, предстают перед зрителями супруги поэтов. Екатерина Карпушкина показывает в образе Надежды Мандельштам непримиримость и ненависть к существующей власти. Людмила Погорелова, воплощая образ жены Пастернака, демонстрирует очень женские качества: настойчивость в желании оградить семью от проблем и потрясений, связанных с контактами с «нежелательными знакомыми».
Для меня минусом постановки было недораскрытие поэтического таланта Мандельштама. Звучит лишь одно стихотворение, то самое, злое о Сталине, которое Пастернак назвал не имеющим отношения к искусству. Другие же стихи, по настоящему раскрывающие диапазон поэта, так и не были продемонстрированы. Но это претензия, вероятно, больше к драматургу, слишком политизировавшему пьесу. И крайне интересна мысль Дона Нигро, вложенная в уста ЕГО Сталина: «Думаешь, кто-нибудь обратил бы внимание на тебя или Мандельштама, если бы не я?». Геростраты сталинских времен, обретшие известность за пределами Родины. Те же, кто творил не выходя за рамки цензуры, такой известности не получили. Повороты истории и конъюнктура выносят на поверхность одни имена и присыпают песками вечности другие. Хотелось бы, чтобы ныне живущие люди помнили не только имена поэтов тех непростых лет, но и их произведения.
Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся... (Осип Мандельштам)

Елизавета Ефремова 3 февраля, 01:19

Пересмотрев практически все работы Романа Виктюка, я долго не решалась пойти на спектакль "Мандельштам". Очень уж трепетно отношусь к его творчеству, садистски изощренные издевательства власти над поэтом всегда воспринимала как личную трагедию. В общем боялась я идти на эту постановку. Шесть лет боялась и наконец решилась. Шесть лет это приличный возраст для спектакля, за это время поменялось несколько исполнителей роли Сталина, и не знаю на пользу это пошло спектаклю или нет, но, на мой взгляд, все было идеально.
Спектакль поставлен по пьесе Дона Нигро, одного из самых публикуемых современных американских драматургов. Автора более четырехсот пьес и большого поклонника русской литературы. Пьесы у Дона Нигро есть на любой вкус: драмы, трагедии, комедии и детективы. Пьесы Дона замешаны на традициях русского психологического театра, Шекспировских пьес и американского постмодернизма. В основе каждой его пьесы лежит история, которую Дон Нигро рассказывает блестяще. Вот и в "Мандельштаме" история замешана на отношениях творцов и власти. Мифические диалоги Сталина и Пастернака, их знаменитый телефонный разговор о Мандельштаме, сохранившийся лишь в анекдоте. Невыносимая легкость бытия возведенная Мандельштамом в жизненный принцип. Все это есть в пьесе Дона Нигро. Но Виктюк не был бы Виктюком, если бы не переключил сюжет из биографической плоскости в символическую.
Сталин в этом спектакле абсолютное инфернальное зло. В образе, который создает Александр Песков нет ни намека на портретное сходство: нет ни акцента, ни усов, ни усохшей руки. Для Виктюка внешние признаки не главное. А главное - смертельная воронка, в центре которой Сталин, воронка засасывающая в себя всех, кого хоть слегка коснулась.
Как всегда, в театре Виктюка спектакль начинается как только мы входим в зал: занавеса нет, сцена абсолютно открыта, да и сама сцена начинается сразу у ног зрителей первого ряда.
Владимир Боер, мастер символизма в сценографии, "украсил" сцену подвешенными макетами, похожими на освежеванные человечьи тела, распятием с головой из мотка колючей проволоки и металлическими щитами с фотокарточками заключенных в фас и профиль. И табуретка. Невозможно даже представить сколько символов может содержать в себе обычная табуретка. Это и стартовая площадка для полета, и тяжелые кандалы. Табуретка здесь как образ власти, сковывающей полет поэта.
Спектакль начинается еще с одного символа: Сталин предстает в виде Сатурна, пожирающий своего сына с росписи Гойи.
Но главный герой спектакля конечно же Мандельштам. Игорь Неведров создает идеальный образ поэта, не желающего жить реальностью, парящего над ней, не умеющего приспосабливаться к жизни, поэта, казненного за верность музе. "Мы живем, под собою не чуя страны…" - в спектакле Мандельштам не ходит, он парим над землей.
Как же нелегко было нянчить, любить, оберегать такого поэта-дитя и Екатерина Карпушина создает убедительный образ Надежды Мандельштам соткавшей вокруг поэта мир из нежности, мечты и веры.
Непростая роль Пастернака досталась Прохору Третьякову. Роль в пьесе, роль в жизни. Пастернак выживший. Выживший благодаря или вопреки... В спектакле нет ответов. Ответы мы должны найти сами.
В постановке есть еще одно действующее лицо - Жена Пастернака. Даже имени она не удостоена, да и прекрасной актрисе Людмиле Погореловой здесь практически нечего играть. Большую часть времени она молчит, а краткий монолог не дает полностью прочувствовать мощный талант актрисы.
Спектакль "Мандельштам" засасывает в свое пространство с первой минуты - некогда дышать, некогда моргать. Я рада, что наконец решилась увидеть эту работу Романа Виктюка. Ее надо увидеть.

Наталья 27 февраля 2022, 02:23

Кажется, сейчас не самое очевидное время для театра. Но как я рада, что попала на "Мандельштама" в эти ужасные дни!
Спектакль состоит из немой тишины и грохота. Из шести персонажей, хотя на сцене пять человек. Два поэта: свободный творец, почти до безумия свободный. И второй, ставший любимцем, чуть ли не другом правителя - невозможная, тоже сводящая с ума позиция. Две жены поэтов. И вождь - который и дьявол, и бог, как мы узнаем из заключительных слов.
Почти вся пьеса рассказана в зал, с застывшими лицами, с обмирающими интонациями и внутренним жаром. Это создаёт ощутимое электричество - и делает встречи героев лицом к лицу невероятно живыми. Такое решение даёт прямо почувствовать нерв времени, причём и времени героев, и нашего тоже. Актуально, чёрт возьми!
Немалую роль играют железные планшеты с арестантскими карточками поэтов - и с "гражданскими", счастливыми их портретами. Они почти летают, грохочут, но большую часть времени лежат мёртвым и невидным реквизитом.
Огромные куклы, висящие в беспомощных и уродливых позах - все, живые и мёртвые, окружающие героев, тоже производят большое впечатление.
Портрет Христа должен, видимо, играть значительную роль, но темы мессианства в спектакле нет. Страдающие поэты - не исключительная фигура в этом безумном наэлектризованном мире. А вот то, что единственное звучащее со сцены стихотворение Мандельштама (написанное-то тайно, только в голове!) зрители повторяют из зала наизусть - вот это внятная параллель с евангельской историей.
Спектакль отличный, хотя не лёгкий. На поклоне исполнитель Сталина Александр Дзюба сказал нам: Роман Виктюк против войны! - лучший итог вечера.

Елизавета 25 апреля 2019, 06:00

Это мой первый спектакль режиссёра Романа Виктюка и, кажется, он существенно отличается от того, что принято считать визитной карточкой его театра. И что я хочу сказать. У меня бывают разные состояния после спектаклей: от вывернутой наизнанку души до сожаления о потерянном времени. Но вот вчера я, наверное, впервые так отчётливо испытала уважение. К актёрам, к режиссёру, к позиции.

Спектакль поставлен по пьесе американского драматурга Дона Нигро (большого любителя русской литературы) о жизни поэта Осипа Мандельштама, жившего и творившего наперекор и вопреки.
На сцене 5 героев: Мандельштам, Пастернак, их жены и Сталин.
Сталин как галлюцинация, как придуманный образ, с которым поэты ведут постоянный внутренний диалог, как гипнотизирующее зло, возведённое в культ, и лишь отчасти как живой человек. Но он всегда присутствует. Вся их жизнь в оглядке на него. В его разговорах с ними есть что-то от следователя и психотерапевта одновременно. Было страшно, когда он в финале приближался к залу в своих сапогах, и не по себе, когда просто сидел с закрытыми глазами. Это хорошая работа Александра Дзюбы.

Но меня обожгло во время финального монолога Надежды, жены Мандельштама (Екатерина Карпушина), когда она говорила о муже в его второй ссылке, говорила, что они убивают его этим, ведь у него больное сердце. Срезонировало. От того, что власть в любые времена почему-то считает себя имеющей право определять, что является искусством, а что нет. От того, что в нашей действительности можно приковать наручниками к больничной койке в реанимации, или не отпустить из-под домашнего ареста на похороны матери...

Смотреть на то, как люди разрушаются в этом незримом диалоге, в заведомо проигрышном бою - тяжело. Смотреть на Игоря Неведрова в роли отчаянного, честного с собой человека, слышащего голоса, желающего просто творить, публиковаться и жить - тяжело. Смотреть на Виктюка, выходящего на поклоны и трогательно представляющего своих артистов под аплодисменты публики, - приятно.
Потому что могут быть вопросы к постановке или пьесе (на свои первоначальные скептические я к финалу ответы получила), к игре актёров, но вопросов к позиции и смыслу у меня нет.

елена 13 июня 2018, 12:15

11 июня 2018 года мне посчастливилось повторно посмотреть последний спектакль, поставленный Романом Виктюком в его Доме Света – МАНДЕЛЬШТАМ. Я была на нем со своей школьной подругой Ольгой Фроловой, которая последнее время в силу обстоятельств, не так часто, как хотелось бы, бывает в театре. Привожу ее отзыв (без купюр):
«Театр Романа Виктюка. МАНДЕЛЬШТАМ. По пьесе драматурга Дона Нигро.
Роли исполняют:
МАНДЕЛЬШТАМ - Игорь НЕВЕДРОВ
НАДЕЖДА МАНДЕЛЬШТАМ - засл. артистка РФ Екатерина КАРПУШИНА
СТАЛИН - Александр ДЗЮБА
ПАСТЕРНАК - Прохор ТРЕТЬЯКОВ
ЖЕНА ПАСТЕРНАКА - засл. артистка РФ Людмила ПОГОРЕЛОВА
Как следует из описания на сайте театра, этот спектакль - своеобразный реквием ушедшим поэтам. Но я бы сказала больше: ЛЮДЯМ, которых погубил сталинский режим. Людям, которые предпочли смерть, но остались верными своим принципам, идеалам, убеждениям.
Спектакль тяжелый, «на нерве», держит в напряжении все два часа, особенно в моменты, когда на сцене «господствует» Игорь Неведров. Но о нем чуть позже. Несмотря на то, что пьеса откровенно слабая (ну не может американец по таланту далеко не Юджин Оꞌ Нил, ни разу не побывавший в России, написать что-то такое о русских поэтах, что вывернет русскую душу на изнанку), Роман Виктюк сделал все, чтобы спектакль состоялся. Он наполнил его символами, знаками, заставил нас, зрителей, слышать то, что хотел сказать сам режиссер «между слов».
На сцене ничего лишнего. Все аскетически просто: металлические короба, черные табуреты, распятие, нарисованное свободными штрихами со скульптурной головой из мотка проволоки, разноцветные тряпичные манекены, нависающие над сценой и, наконец, железные щиты, с карточками заключенных анфас-профиль, смахивающие при падении на лязг крышек гробов и музыка, без которой в этом театре не обходятся ни одно действо, все это очень точно поддерживает атмосферу спектакля, в котором главное – игра актеров, их голоса и пластика.
Потрясают актеры Игорь Неведров и Александр Дзюба. Сталин в исполнении Александра Дзюбы обходится без акцента, без усов, без трубки и даже френч у него какой-то не сталинский, но мы смотрим на него, слушаем его голос и верим: перед нами Сталин, вернее, сущность «отца народов». В исполнении Дзюбы Сталин - не человек, он само зло в человеческом обличьи. Впечатляет.
Игорь Неведров играет, не побоюсь этого штампа, на разрыв аорты. Его Мандельштам создает вокруг себя такое энергетическое поле, в которое «втягиваются» не только партнеры на сцене, но и весь зрительный зал. Одна сцена «падения из окна» чего стоит! Какая выразительная пластика, какое лицо! Гениальный актер!!!
В роли Надежды Мандельштам - Екатерина Карпушина, которая не замахиваясь ни на портретное сходство, ни на достоверность характера, сыграла, я бы сказала, голос разума, житейского практического рассудка, до поры удерживающего поэта на грани существования. Замечательно!
Но не могу ни сказать о том, что вызвало во мне протест и неприятие.
В конце спектакля звучат слова, похожие на приговор: «В России всегда Дьявол – Бог».
Такие слова в уста своего героя мог вложить только человек не знающий и непонимающий Россию. Но что взять с уроженца Огайо! В одном из своих интервью Дон Нигро сказал: « Мой учитель, сторонник традиционного театра, усадил меня перед собой и сказал: послушай, для начала напиши мне простую, реалистичную, малонаселенную пьесу, действие которой происходит в настоящем, с простыми декорациями, о том, что ты действительно знаешь» . Вот и писал бы господин Нигро про то, что знает. А Россия, русские люди живы верой в Бога.
Но в заключении скажу: «Браво! Браво Мастер! Браво Актеры! Вы достучались до наших сердец!»
От себя хочу добавить лишь пару слов об исполнителе роли Бориса Пастернака – Прохоре Третьякове, который, несмотря на то, что состоит в труппе театра лишь с июля 2017 года, очень органично вписался в ансамбль МЭТРОВ.
За приглашение благодарю MOSKVA_LUBLU и Театр Романа Виктюка.

Ольга Сорокина 4 февраля 2018, 03:03

МАНДЕЛЬШТАМ
Театр Романа Виктюка

По пьесе драматурга Дона Нигро.

Роли исполняют:
МАНДЕЛЬШТАМ - Игорь НЕВЕДРОВ
НАДЕЖДА МАНДЕЛЬШТАМ - засл. артистка РФ Екатерина КАРПУШИНА
СТАЛИН - Александр ДЗЮБА
ПАСТЕРНАК - Прохор ТРЕТЬЯКОВ
ЖЕНА ПАСТЕРНАКА - засл. артистка РФ Людмила ПОГОРЕЛОВА

Как следует из описания на сайте театра, этот спектакль - своеобразный реквием ушедшим поэтам.
Поэтам пострадавшим в неравной борьбе с государственной машиной. Поэтам, которых погубил сталинский режим.
Погубил за верность музе, за нежелание приспособиться к той жизни.

И да, спектакль,конечно об этом.
На примере судьбы Осипа Мадельштама, который после повторного ареста так и не вернулся, сгинув в лагерном омуте Колымы.
И да,тени других пострадавших поэтов и не только поэтов, постоянно присутствуют на сцене.

Так каков же Мандельштам?
Мандельштам - гений и творец. Сильный и слабый одновременно, большую часть времени живший в своём мире, мире стихов, мире почти не стыкующимся с окружающей действительностью.

Дон Нигро соместно с Романом Виктюком представили нам человека с ранимой душевной организацией (бывают ли поэты иными?), лёгкого, безрассудного, словно бы парящего над жизнью.
«Мы живем, под собою не чуя страны…»
Может, это потому что не ходим, а парим над ней? Однажды оторвавшись от реальности очень трудно, а подчас и невозможно, вернуть себя обратно. Да и надо ли жить реальностью?
Вот и Мандельштам на сцене всё время словно парил, летал, кружил над другими, стремился забраться повыше.
Хотя самой внушительной фигурой был, безусловно Сталин, но ощущение парящего вокруг него Мандельштама, не покидало.
Казалось даже, что и Сталин постоянно слышит шорох крыльев над головой и только усилием воли сдерживает желание отмахнуться.

Ещё один сильный приём в раскрытии образа Мандельштама - табуретка.
Она то помогала ему стать выше, то, когда поэт переставал летать, он оказывался внутри перевёрнутой табуретки, которая словно бы стреножила его.
Эта табуретка, явно неудобная и мешавшая двигаться, красноречиво демонстрировала, как именно влияет на поэта государственная машина, пытающаяся обуздать творца, подчинить его себе, заставить творить в строго обозначенных рамках.

Но удивительное дело! Мандельштам словно бы и сам искал случай забраться в эту стреногу!
И здесь тоже глубокая философия момента.
Быть творцом - это тяжелая ноша. Быть поэтом, возможно, одна из самых тяжелых. Ведь не зря именно среди поэтов так много случаев самоубийства. Да и сам Мальдельштам предпринимал такую попытку.
Может, и это его безрассудное неумение и нежелание приспособиться, быть осторожнее, тоже следствие некоего подсознательного стремления к саморазрушению...

Тем контрастнее на этом фоне образ Пастернака. Как же я благодарна этому спектаклю за Пастернака!
Нужны ли сила и мужество вести разговоры с тираном?
И не просто разговоры, а разговоры, в которых слышны попытки смягчить, помочь друзьям, стараясь не навредить.
Нужна ли сила для того, чтобы выжить, не оказаться в беспощадных женовах эпохи, ломающей судьбы многих и многих?
Нужна ли сила?

Мне очень понравилось, как Прохор Третьяков сыграл Пастернака.

И безусловно, самое главное достоинство спектакля - это игра актёров.
Каждого! Каждый играет как в последний раз. Это сразу чувствует зритель.
Браво!
Великолепная пятёрка!

Обязательно, обязательно увидьте их!

Анастасия 3 февраля 2018, 12:11

Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.

Недавняя премьера в театре, куда я каждый раз хожу с большим интересом, - "Мандельштам". Спектакль поставлен по пьесе американского драматурга Дона Нигро. Автор пьесы никогда не был в России, но любит русскую литературу. Произведение основано на документальных фактах биографии Осипа Мандельштама, и в большей части посвящено арестам поэта.
Спектакль тяжелый, держит в напряжении все два часа, особенно в моменты, когда на сцене появляется Александр Дзюба, исполняющий роль Сталина. Еще один спектакль, где этот актер гипнотизирует манерой читать текст.
На сцене два поэта одной эпохи - Осип Мандельштам и Борис Пастернак. Они полные противоположности: спокойный рассудительный Борис, который следит за каждым сказанным словом, и Осип, который не может держать свои мысли в себе.
Ему для работы не нужно было ничего, ни стол, ни бумаги. И даже стихотворение на котором построен спектакль он не записывал (но после нескольких прочтений, казалось, что оно уже вошло в память). В какой-то момент Мандельштам пытается написать хвалебную оду Сталину, но ничего не получается, строки, кажется, говорит не сам поэт, а голоса в его голове.
Пастернак пытается помочь своему другу, просит за него у Сталина, хочет приютить у себя после освобождения, но в тоже время сам находится в творческом кризисе - не может писать после похвалы Сталина.

Декораций практически нет, табуретки, металлический короб и железные щиты, на которых фотографии людей, пострадавших от репрессий. Когда эти щиты актеры поднимают, а потом щиты с грохотом опускаются, поневоле вздрагиваешь. Но самым страшным моментом оказалось падение черных "фигур людей", это было точкой спектакля, после которой захотелось выдохнуть.
А вот музыка, без которой в этом театре не обходятся, хоть её и мало, но очень точно и очень по делу для поддержания атмосферы спектакля.

LTG111 29 января 2018, 12:42

В спектакле «Мандельштам» по пьесе американского драматурга Дона Нигро переплелись страшные сны и реальность. На сцене всего пять персонажей:
МАНДЕЛЬШТАМ - Игорь НЕВЕДРОВ
НАДЕЖДА МАНДЕЛЬШТАМ - засл. артистка РФ Екатерина КАРПУШИНА
СТАЛИН - Александр ДЗЮБА
ПАСТЕРНАК - Прохор ТРЕТЬЯКОВ
ЖЕНА ПАСТЕРНАКА - засл. артистка РФ Людмила ПОГОРЕЛОВА
И все они ведут разговоры между собой, но по-разному. Два великих русских поэта и их жены – живьём, в реальности, видимо сидя где-то в квартире на кухне. Сталин и Пастернак – по телефону. Но Мандельштам и Сталин – в страшных галлюцинациях поэта.
В пьесе Дона Нигро Мандельштам предстаёт перед зрителем блаженным, юродивым, слышащим голоса. Человеком, который не может не говорить правду в условиях, когда не только неосторожные слова, но даже молчание невовремя или не там воспринималось властями как страшное преступление.
Не знаю, был ли Осип Эмильевич на самом деле немного сумасшедшим. Возможно, это действительно так, потому что только сумасшедший либо святой может добровольно взойти на Голгофу. А чтение в Москве 30-х годов эпиграммы на «вождя народов» и было в сущности обречением себя на смерть, на муки. Недаром на заднике сцены театра Романа Виктюка зрители видят изображение Христа на распятии.
Должно быть, блаженный поэт просто не мог молчать. Ближе к концу спектакля, будучи в ссылке и боясь за судьбу любимой жены, он пытается написать хвалебную оду Сталину, но получается всё равно обличающая эпиграмма.
Спектакль очень тяжелый. И для зрителя, и в первую очередь для актёров, которые играют на разрыв аорты. Кажется, что на твоих глазах сейчас кто-нибудь действительно умрёт от удара либо разрыва сердца. Особенно потрясает Игорь НЕВЕДРОВ. Никогда не видела ничего подобного живьём, нет слов, чтобы описать.
В конце спектакля звучат слова, похожие на приговор: «В России всегда Дьявол – Бог.» Очень надеюсь, что это всё же не так. Хотя согласна с тем, что последние сто лет Россией правят бесы. Думается, для того и должен каждый неравнодушный к судьбе нашей страны человек посмотреть этот спектакль. Чтобы подумать, как же сделать так, чтобы весь этот ужас закончился и больше никогда не повторялся.

Kagury 29 января 2018, 11:36

"Мандельштам" в театре Виктюка оставляет сильное впечатление. Но испытываемые чувства столь же сложны, как сцена после спектакля (см. фото).

Пожалуй, первое, что надо сказать - я в очередной раз убедилась, что Роман Виктюк исключительно талантливый режиссер. Наверное, даже гениальный. Ни у кого больше нет такого идеально точного соединения музыки и пластики, которые не ради себя самих (как это часто сейчас), но сливаясь, образуют нечто большее. Когда каждая нота и каждое движение - играют. "Мандельштам" - спектакль в общем-то не музыкальный по своей сути - это одна сплошная драма, но тем заметнее точность пластических формулировок. Подобранные музыкальные темы (как всегда невероятно уместно) пробирают до мурашек.

Осип движется так, словно ходит по облакам в этой случайной для него реальности. Постоянно теряет равновесие, но при этом ни разу не боится оступиться (во всех возможных смыслах). Это поэт в той ипостаси, которая граничит с безумием. Ему не нужен ни стол, ни бумага. Все его стихи - в голове. Недаром его самое скандальное стихотворение "Мы живем, под собою не чуя страны" не было записано.
Пастернак - полная противоположность, он прям, ровен и бесшумен. Ни одного лишнего движения - ни одной лишней мысли.
Сталин - соединяет плавность и четкость, и позиционно он каждый раз над другими. Здесь он изображен прежде всего гениальным манипулятром - и это сыграно просто блистательно.

Диалоги со Сталиным довольно ироничны и каждый раз несколько оживляют общее настроение пьесы. А оно, знаете такое... Вот, бывает, смотришь фильм, и в какой-то момент начинает играть тревожная музыка, и становится ясно, что вот сейчас что-то произойдет, что-то страшное, внезапное, и ты весь замираешь в ожидании и предвкушении. Задерживаешь дыхание и смотришь. Весь спектакль, с первых минут смотрится именно так - вдохнуть и замереть. Удержать такую эмоцию на протяжении почти 2-х часов - это дорогого стоит. Так что, когда в финале раздвигаются металлические шторки на окнах, наконец, вздыхаешь с облегчением, и кажется, что это тебя выпустили на свободу.

В спектакле много символов, часть довольно очевидные - например, металлические щиты с фотографиями людей, уничтоженных в лагерях (среди них Мандельштам, Гумилев Флоренский) в какой-то момент переворачивают вниз изображением. А затем поднимают, словно извлекая из небытия, стирая снег с кладбищенских камней. В какой-то момент сцена оказывается словно заваленной трупами - черные тряпичные куклы падают вниз. Табурет превращается в клетку, стреноживая поэта. Надо всем происходящим - распятый Христос, но нет креста.

Смотрится на одном дыхании, но впечатление оставляет тяжелое. Если вы хотите увидеть здесь романтичного, легкого и светлого Мандельштама, написавшего мое любимое и гениальное (в отличие от процитированного выше грубого памфлета): "немного красного вина, немного солнечного мая...", то его здесь нет. Здесь Мандельштам уже из другой реальности - немного безумный, срывающийся в истерику, пытающийся быть больше гражданином, чем поэтом. А борьба с властью всегда заканчивается одинаково.

Смотреть, думаю, стоит. С риском быть пришибленным эмоциями, но стоит.

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма