Отзывы о "Сюзанна"

Оценка редакции
Мадикен 26 июня 2018, 02:57

В апреле в Москве прошел фестиваль Юна Фоссе, где были представлены постановки по пьесам этого норвежского драматурга. Если честно, я не встречала переводов его произведений, было бы интересно их прочитать и сравнить с тем, что мы видим на сцене. Удивителен выбор именно этого непростого, далеко не всеми принимаемого автора. Ему свойственны монотонные повторы фраз, некий литературный примитивизм создаваемых образов. Все эти качества есть и в спектакле «Сюзанна» Школы драматического искусства. На сцене мы видим жену известного норвежского писателя Генриха Ибсена одновременно в трех возрастах, - совсем юной, во время знакомства с Ибсеном, затем матерью семилетнего мальчика, и уже вдовой. Все три женщины выступают как единое целое, как одна, но в трех ипостасях. Мне кажется, что автор выбрал для своих героинь несколько фактов из биографии, несколько душевных переживаний, которые проходят лейтмотивом через все этапы взросления этой женщины. И весь спектакль каждая ипостась Сюзанны транслирует нам это одно переживание, возможно слегка меняя его интонацию. Но при всем этом, спектакль нельзя назвать монотонным или скучным. Следить за трансформацией чувств, но при этом за неизменным бесконечным ожиданием, ревностью и болью, которые пронзают всю жизнь героини довольно интересно. Кроме того текстовые повторы режиссер и хореограф очень гармонично наложили на повторы сценических движений.
Все актрисы на сцене одинаково хороши и органичны. Но Евгения Симонова все-таки выделяется. Она бесподобно красива. Весь спектакль восхищалась её игрой, осанкой, фигурой.
Хоровая группа привела меня в восторг, тем более, что театр драматический, а не музыкальный. Все девушки потрясающе талантливы.
Спектакль проходит в Тау-зале. Это необычное пространство в форме греческой буквы тау, к которому гостей довольно долго ведут по внутренним коридорам и лестницам театра, поэтому на спектакли, проходящие в этом зале, лучше не опаздывать. В зале всего 6 рядов, хороший подъем.
Если вам интересно добавить штрихи к портрету известного норвежского писателя Генриха Ибсена или интересуетесь скандинавской литературой и театром, то эта недлинная зарисовка - то, что надо.

Мария 22 июня 2018, 06:10

В постановке мы видим Сюзанну в трёх разных врзрастах: юная Сюзанна, сильно влюбленная в будущего мужа (Алиса Рыжова), Сюзанна средних лет (Александрина Мерецкая) и Сюзанна в возрасте (Евгения Симонова).
Одна из основных тем спектакля - ожидание.
В начале мы видим, как юная Сюзанна, сильно влюбленная в Ибсена, ждет его в гости. Она преисполнена решимостью заполучить писателя: "Он будет моим", но в то же время она, будучи почти подростком, не уверена ни в своей привлекательности, ни в том, что она может быть ему интересна: "Я некрасивая. Моя сестра Мария, да и почти все девушки во много раз красивее меня".
Вот Сюзанна средних лет ждет сына Сигурда и мужа к праздничному столу, чтобы вместе отметить семилетие ребенка. Она знает, что муж пользуется популярностью у женщин, а также наслышана о его связи со служанкой и от этого сильно ревнует его и боится потерять.
У Сюзанны в возрасте день рождения. Она ждет мужа, чтобы вместе его отпраздновать.

Эти три женщины находятся на сцене одновременно.
Они разного возраста, с разным опытом, но в спектакле они равнозначны.
Они помогают нам увидеть, как меняется личность и характер главной героини с возрастом:
там где юная Сюзанна будет заливаться слезами, пожилая лишь усмехнется; там где Сюзанна средних лет будет страдать от измены и предательства мужа, Сюзанна в возрасте скажет об этом, как о свершившемся факте. Неизменной остаётся только любовь к писателю.
Сильная юношеская влюбленность переростает в крепкое чувство и уважение.

В своём интервью Евгения Симонова говорит:
"Даже страдание все равно было счастьем, потому что самым страшным оказалось то, что его, Ибсена, больше нет. И ее невозможность с этим смириться, попытка все время снова это как бы проживать, опять страдать, опять надеяться, опять мучиться, но обязательно проходить все эти круги для того, чтобы удержать ощущение, что он рядом. Отчасти это такое безумие, но, в то же время, притча о том."

Возможно, здесь и кроется ответ, почему Сюзанна отождествляет себя с мужем: "Я и есть Генрик Ибсен" - говорит она.

Очень приятное впечатление на фоне общего надрыва и страдания произвел хор девушек, чудесными чистыми голосами исполнивший "Mr. Sandman". Хор периодически появлялся и исчезал, словно олицетворяя собой женщин, которых любвеобильный Ибсен не мог оставить без внимания.

Спектакль с отличным актерским составом о глубине, верности и силе женской любви.
Рекомендую к просмотру.

Ольга Сорокина 25 мая 2018, 06:00

"Сюзанна" - пьеса культового норвежского драматурга Юна Фоссе о жене знаменитого писателя Хенрика Ибсена, которая после смерти мужа не выходила из дома восемь лет, пока не умерла.
Казалось бы это история личной трагедии жены Генрика Ибсена, но спектакль намного шире.
Да, он о женщине прожившей всю свою жизнь с непростым человеком, с гением, которым, безусловно является Хенрик Ибсен.
История рассказана короткими точными фразами, словно написана яркими смелыми штрихами.
И, конечно, Сюзанна Евгении Симоновой в ней главная. Но не единственная!
Помимо того, что на сцене постоянно присутствуют три Сюзанны (призванные обозначить героиню в разные периоды жизни), в пространство регулярно вторгаются другие женщины.
Вторгаются напористо и бесцеремонно. На правах очередной женщины Ибсена, который не обходил своим вниманием ни хорошеньких служанок,
ни других представительниц прекрасного пола, попадавшихся на его пути.
Эти женщины создают удивительный фон, подчёркивающий одиночество Сюзанны. Женщины, которая по сути всю свою жизнь боролась за внимание мужа.
"Спасибо, что закрыл окно! Ты так добр!" - сколько боли и одиночества в этой много раз повторившейся фразе.
И да, Сюзанна практически только этим и занята: ожиданием.
Молодая Сюзанна (Алиса Рыжова) ожиданием Ибсена к обеду.
Сюзанна средних лет (Александрина Мерецкая) ожиданием его с прогулки с сыном.
Сюзанна в возрасте (Евгения Симонова) ожиданием его из из небытия.

Три актрисы постоянно на сцене, они как единое существо регулярно повторяют слова и движения друг друга, словно передают эстафету от одной Сюзанны другой. И это гармонично и красиво. И гениально сыграно.
Каждая из актрис вносит свой нюанс, свой штрих в единый портрет женщины, которая оставшись одна не в силах смириться с этим одиночеством, живя воспоминаниями и призраком человека, которому она посвятила всю свою жизнь.
Этот призрак, кстати, тоже периодически появляется на сцене, благодаря великолепной игре света.

Да, свет здесь шикарен! Освещение меняется часто и точечно, создавая нужную атмосферу.
Да и не только свет, вообще всё в оформлении этого спектакля мне понравилось. Минимум декораций, но очень яркие детали.
И разные цвета платьев Сюзанны в зависимости от возраста, плавно переходящие от белого к почти чёрному.
Каждая деталь в этом спектакле продумана и работает.
И при этом ничего лишнего.
А Сюзанна всё ждёт... Но..

Ибсена здесь нет! Он умер. Но он здесь.

Парадокс этой фразы вовсе не парадокс. И в какой-то момент Сюзанна восклицает:
Я и есть Хенрик Ибсен
И у неё есть основания так говорить. Сюзанна действительно сделала всё, чтобы её муж стал тем, кем он в итоге стал.
Она почти тридцать лет моталась с ним по Европе, где Ибсен пытался работать, зарабатывая в итоге не так много, как хотелось бы.
В сущности Ибсен полностью зависел от жены и благодаря именно её поддержке и обожанию добился известности.
Наверное он и сам это понимал, раз не смотря на интрижки и увлечения остался с женой.
Был ли он сам счастлив в этом браке?
Ибсен писал: "Большинство людей умирает, так по-настоящему и не пожив. К счастью для них, они этого просто не осознают".
Но это нам и не важно.
Потому что нам важна Сюзанна!
Сюзанна в этом своём бесконечном ожидании, сквозь которое проступает столько всего, что осознание всей глубины и масштабности показанного приходит значительно позже того момента, как стихают последние аплодисменты.
И...
Ни от чего нельзя избавиться (с)
Сходите в театр!

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 10)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма