Заповедник

Оценка редакции
Софья Миллер
12 января

Рецензия: «Заповедник»

Адепт театральной традиции Сергей Женовач объединил довлатовский «Заповедник» с лирической поэзией Пушкина. Получился спектакль о внутренней драме человека, который не нужен ни своей стране, ни себе, — оглушительный, но при этом смешной.

«Советскость» этого «Заповедника» (повесть написана на излете 1970-х) можно определить лишь по нескольким деталям. Зрителей в фойе встречает пузатая желтая бочка с вином, фигуристая буфетчица разливает алкоголь в граненые стаканы, а старенький проектор транслирует киноальманах «Новости дня» 1979 года. На этом всё. Минималистичная сценография Александра Боровского не привязана к быту совсем: на сцене два мостика (точные копии из пушкинского заповедника в Михайловском), маленькое черное озеро, в которое, как в зеркало, смотрит главный герой. В глубине сцены — белеющая посмертная маска Пушкина.

«Заповедник» — спектакль абсолютно сегодняшний, никакой наивной ностальгии

Герой Борис Алиханов (грандиозная, ювелирно сыгранная роль Сергея Качанова) работает в заповеднике экскурсоводом. Временно. Пока раздумывает, что делать со своей жизнью писателя, которого не печатают. И мужа, жена которого, подхватив дочь, решительно эмигрирует в Америку. Весь спектакль — это череда мучительных внутренних монологов героя, полных остроумнейших наблюдений и афоризмов. Смешного в них очень много, но оптимистичного — нет совсем. Обрамляют эту грустную философию житейские байки местных экскурсоводов, романсы на стихи Пушкина и похабные истории сильно пьющих жителей деревни Сосново.

В спектакле занято много новых молодых артистов труппы театра: беллетрист Стасик Потоцкий (Александр Николаев), экскурсовод Володя Митрофанов (Лев Коткин), влюбленная в Пушкина девица Аврора (Екатерина Копылова)… Молодой актерский азарт контрастирует с опытом и мудростью Сергея Качанова. Но спектаклю это только в плюс. На фоне трескучих речей второстепенных персонажей еще слышнее голос главного героя — тем очевиднее его усталость и неумение подстраиваться под обстоятельства. Значимее сходство Алиханова (читайте Довлатова) с Пушкиным — оба были гонимы при жизни и «залюблены» после смерти до такой степени, что стали жертвами пошленького культа. Не зря в финале Женовач придумал целый занавес из посмертных пушкинских масок, украшенных мишурой и стразами, как елочные игрушки.

«Заповедник» Женовача — спектакль абсолютно сегодняшний. Никакой наивной ностальгии по Советам, только вопросы, которые волнуют каждого из нас. Как жить в стране, в которой не уважают человеческие права, травят, если не в лоб, то исподтишка, завидуют громко и любят всегда тайком? Как вообще выжить, когда никому не нужен? Лишенная скандальности и при этом пронзительная актуальность в сегодняшнем театре — настоящее потрясение. Его стоит испытать, пока есть такая возможность.

Отзывы о «Рецензия: «Заповедник»»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора

Еще лучше спектакли в Москве

12 августа (вс) | 19:00 | Школа драматического искусства, драма 12 августа (вс) | 19:00

Щедро сдобренный черным юмором театральный комикс.

26 августа (вс) | 18:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 26 августа (вс) | 18:00

Веселый спектакль о судьбе двух сестёр.

7 августа (вт) | 19:00 | Театр имени Моссовета, драма 7 августа (вт) | 19:00

Пышный костюмный спектакль об искусстве плести интриги.

22 июля (вс) | 19:00 | Мастерская Петра Фоменко, драма 22 июля (вс) | 19:00

Булгаковский фельетон о театральном закулисье с Кириллом Пироговым в главной роли.

23 августа (чт) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 23 августа (чт) | 19:00

Блистательная комедия о том, как трудно быть артистом.

15 августа (ср) | 19:00 | Театр на Малой Бронной, драма 15 августа (ср) | 19:00

Гоголевская комедия про взятки, перенесенная во времена сталинского СССР.

27 августа (пн) | 19:00 | Театр на Малой Бронной, драма 27 августа (пн) | 19:00

Душевный спектакль про любовь и железный занавес.

10 августа (пт) | 19:00 | Театр на Малой Бронной, драма 10 августа (пт) | 19:00

Пронзительная трагикомедия о любви, которой может быть слишком много.

25 июля (ср) | 19:00 | Театр Романа Виктюка, драма 25 июля (ср) | 19:00

Легендарный спектакль Романа Виктюка.

6 августа (пн) | 19:00 | Новая опера, опера 6 августа (пн) | 19:00

Постановка, которая дает понять, что такое вердиевский оперный театр – со страстями, слезами, нежностью и чудом пения.

23 июля (пн) | 19:00 | Мастерская Петра Фоменко, драма, комедия 23 июля (пн) | 19:00

Суперхит фоменок по «школьной» пьесе Александра Островского.

18 августа (сб) | 20:00 | Школа драматического искусства, драма 18 августа (сб) | 20:00

Спектакль Игоря Яцко, в котором карточных шулеров играют женщины.