Этот спектакль еще до премьеры стал событием сезона – в разгар репетиций режиссера Серебренникова арестовали, выпуск проходил без него, но силами его команды. Тем не менее получился настоящий хит.

Место действия всех «маленьких трагедий» – привокзальный буфет. Пока по телевизору показывают серые российские новости, на глазах у зрителя какой-то киборг вырывает сердце Пророку (Филипп Авдеев), Дон Жуан (Семен Штейнберг), чтобы вспомнить своих женщин, прослушивает записи их стонов во время любовных ласк, а донна Анна (Виктория Исакова) обнаруживает пристрастие к БДСМ. Текст Пушкина или идет в качестве титров на гигантских экранах, или декламируется актерами. Еще есть рэпер Хаски, который предваряет своим чтением каждую часть. В основу его речитативов легли и пушкинские строфы тоже. Кажется, Пушкин звучит отовсюду – Пушкин, которого хочется услышать, даже если помнишь все наизусть.

Сюжеты разыграны как одно целое, однако их легко можно разделить, сыграв четыре разных спектакля. Самые сильные – «Моцарт и Сальери» и «Пир во время чумы». Моцарт (Филипп Авдеев) в версии Серебренникова – наркоман, которого от очередной ломки спасает Сальери (Никита Кукушкин). Композитор вылавливает из унитаза использованные в качестве туалетной бумаги нотные листки гения и трясется над ними, как припадочный. В «Пире» на сцену выходят звезды старого Театра Гоголя (Майя Ивашкевич, Светлана Брагарник, Ольга Науменко) – они играют пациентов клиники для душевнобольных. Сцена обклеена афишами прошлых лет, завалена пыльными париками и выцветшими знаменами. Актеры зачитывают «Друзья мои, прекрасен наш союз!» – явно имея в виду Союз Советский. Смотреть на них в этот момент страшно неловко. Обжигает мысль: кумиров прошлого невозможно «приладить» к сегодняшнему дню. 

В этом спектакле вообще очень много феноменальных режиссерских находок и прозрений, они действуют на зрителя мгновенно и остаются в памяти надолго. Перечислять все невозможно, да и не нужно. Лучше увидеть самим, приняв на веру: никто, кроме Серебренникова, не умеет актуализировать классику так, чтобы она казалась жгуче современной, попадающей во все болевые точки российского общества сразу. Пока смотришь спектакль, сто раз подумаешь: как жить в стране, где ненавидят интеллигенцию, большинство кумиров глупы и ущербны, но главное – где никого никому не жаль...