Спектакль Ночь перед Рождеством

Оценка редакции
Дата премьеры: 31 декабря 2007

Ночь перед Рождеством. Музыка Николая Римского-Корсакова. Либретто композитора. 

До оперы Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» в русском музыкальном театре уже рассказывали про влюбленного в гордую Оксану кузнеца Вакулу, про его мать – колдунью Солоху, про полет в Петербург на чёрте за царицыными сапожками. Тот же гоголевский сюжет – правда, не гоголевское слово  – лежит в основе оперы Чайковского «Черевички» (в первой редакции «Кузнец Вакула»). После смерти уважаемого коллеги композитор-сказочник взялся за давно привлекавший его материал и рассказал малороссийскую историю совершенно иначе. 
«Сказка – складка, песня – быль», – этим эпиграфом Римский-Корсаков открывает свою пояснительную записку к клавиру «Ночи перед Рождеством», изданном в 1895 году, в год мировой премьеры оперы. Для Римского-Корсакова обрядовая песня – это живой свидетель далекого, дохристианского прошлого, когда жизнь славян-земледельцев была органично вписана в годовой солнечный цикл. «Былью-колядкой» назвал свою оперу композитор; это не только переполненная чудесами сказка, но и опыт реконструкции – конечно, художественно опосредованной – столь привлекавших Римского-Корсакова древнеславянских верований и обрядов. «Говорят, был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога», – говорит гоголевский пасечник Рудый Панько в предисловии к «Ночи перед Рождеством»; кроме Коляды, Римский-Корсаков включает в пантеон еще одно божество – Овсеня. Пение колядок и овсенек – не просто святочная забава, а участие в грандиозном процессе поворота с зимы на лето; это вращение космического колеса требует единения всей общины. Тщательно изучив напевы подлинных народных обрядовых песен, Римский-Корсаков сделал колядку музыкальным стержнем оперы. 

Заложенная в опере «космичность» реализована в невероятно красочной, зрелищной постановке, идущей в Мариинском театре в последнее десятилетие. Ее премьера была приурочена к новогодней ночи 2008/2009 годов; режиссер Ольга Маликова поставила спектакль в Концертном зале, использовав присущую ему открытость к зрительному залу. Позднее постановка была перенесена на историческую сцену, но эффект «присутствия» – объединения зала и сцены – остался. Как колядовочный поезд, «Ночь перед Рождеством» собирает в зале и детей, и взрослых; это отличный спектакль для знатоков оперы и для новичков, для семейного похода в театр и для компании подростков. Здесь можно замереть в восхищении при виде фантастического хоровода звезд, от души хохотать над попавшими в мешки незадачливыми ухажерами, восхищаться красотой главной героини и ее прекрасным пением. И вместе с веселыми парубками и дивчинами почтить пасечника Панько-Гоголя, который в этой постановке лично присутствует в зале. 

Отзывы о «Ночь перед Рождеством»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: )

Читайте про другие
события

Другие спектакли / опера