Неоднозначный спектакль по Гоголю — в жанре карнавала.

«Души» — второй спектакль «Мастерской», поставленный актером Федором Малышевым. Первый опыт — «Смешной человек» по Достоевскому — был скромным и симпатичным монопроектом: рефлексии героя Достоевского удачно «упаковали» в стильную декорацию, а на сцене играл живой оркестр. Теперь же Малышев замахнулся на «Мертвые души» Гоголя, а заодно на все остальные произведения классика.

Режиссер отважно вывел на большую сцену всех самых ярких гоголевских персонажей: мертвую Панночку, делового Чичикова, суетливую Коробочку, безносого майора Ковалева, Акакия Башмачкина... Гротескные герои разгуливают по столу, протянувшемуся из одной кулисы в другую, изредка что-то говорят, чаще мычат, заикаются и танцуют. Все в мешковатых одеждах и экстравагантных париках. Руководит странным шумным балаганом кучер Чичикова Селифан в исполнении самого Малышева — в перерывах между сценами он читает зрителям Блока и Лермонтова и грустно вопрошает в зал: «Русь, куда несешься ты?» Оркестр тоже есть, только не на сцене, а на зрительском балконе — звучат Шостакович, Шнитке, Вагнер.

Сразу скажем: попытка обобщить гоголевские сюжеты таким способом выглядит малоубедительной. Федор Малышев явно стремился сделать спектакль не развлекательный, а философский: мол, задумайся, зритель, в какой грустной стране ты живешь. Но пока этот посыл считывается только как претензия молодого режиссера, не более. 

Однако в «Душах» играют звезды «Мастерской». Невозможна прекрасна Полина Агуреева. Ее сцены (Коробочка, Дама прекрасная и Дама прекрасная во всех отношениях, Русь) — это совершенные этюды, эдакие спектакли в спектакле. Хороши также Евгений Цыганов в образе заросшего рыжими волосами хрюкащего Собакевича, Томас Моцкус — суетливый Манилов, Алексей Колубков — праздный Губернатор. Однако любому, кто знает фоменок-стариков, очевидно: им здесь негде развернуться. Сценического времени каждому отведено минуты три-четыре.  А режиссерская концепция спектакля-карнавала скорее подходит для ученической работы, чем для высказывания от настоящих мастеров.