«Гроза» Островского, которую худрук ярославского Театра им. Волкова Евгений Марчелли поставил в Театре наций, далека от хрестоматийной. Если не боитесь радикальных интерпретаций классики и любите творчество Сергея Шнурова, настоятельно рекомендуем.

Евгений Марчелли — мастер перекраивать классику на современный лад. Персонажей Тургенева он может «поселить» в советских реалиях, а чеховских — превратить в героев глянцевой прессы нулевых. И это не прием ради приема: спектакли Марчелли открывают новые смыслы в знакомых сюжетах. Пьесу Островского режиссер переосмыслил так, что ни о каком «луче света в темном царстве» и не вспоминаешь.

«ГрозаГроза» — спектакль  о «темном царстве» внутри человека

В этой «Грозе» Кабаниха разговаривает как гопница, Тихон учит китайский, Катерина вышагивает на лабутенах и курит самокрутку (феноменальная работа Юлии Пересильд), а жители города слушают бредовые ТВ-новости и под балалайку распевают «Рыбу моей мечты» Шнурова. На сцене без конца дерутся до крови, плюются и извергают рвоту. Физическая любовь здесь похожа на жестокий поединок, а потребность в нежности — на преступление. Еще один концептуальный ход режиссера: Борис приходится Тихону братом-близнецом, и почему Катерина предпочитает одного другому, совершенно непонятно. Так Марчелли ясно дает понять: любовь-страсть иррациональна.  

Душераздирающая мелодрама происходит в безучастном выхолощенном пространстве: на сцене — пустота и мрак. В самой глубине — бассейн, в который дважды ныряет изможденная Катерина. Декорации эффектные, но ничего существенного по смыслу не добавляют. А смысл понятен уже с первых минут действия: «Грозагроза» — спектакль о «темном царстве» внутри человека и о невозможности ему противостоять. В конце Катерина хочет избавиться не от жизни (как у Островского), а от собственной страстной наутры. А каким будет финал, рекомендуем увидеть своими глазами.