Неожиданный спектакль-эксперимент, объясняющий, как Пушкин подарил Гоголю сюжет знаменитой поэмы, понравится иронистам и оптимистам.

Спектакль — долгожданный «второй эпизод» детского сериала, начатого Дмитрием Крымовым в прошлом сезоне и «распробованного» взрослой аудиторией. Классику и окололитературные байки режиссер-художник не показывает, а пересказывает, пользуясь при этом самыми неожиданными средствами. Филологи-иностранцы пытаются чуть ли не на пальцах и с помощью мимики объяснить, как был написан «Онегин» (этому был посвящен первый спектакль) или, как в этот раз, — каким образом сюжет «Мертвых душ» попал от Пушкина к Гоголю. У факта четыре версии-обоснования: Гоголь сюжет украл; Гоголю сюжет был отдан по ошибке; Гоголю о сюжете только намекнули. Или же сюжет был подарен ему во время прощального ужина перед роковой дуэлью.

Крымовские артисты при этом преображаются в самых разных героев в режиме реального времени и прямо на сцене, на ходу меняя одежду, манеру речи, походку и, кажется, даже вес и рост. Перед зрителем сразу четыре Гоголя, изображающий погибшего Пушкина «завхоз» (на самом деле гениальный артист Сергей Мелконян), замечательно смешной пушкинист из Финляндии (Максим Маминов), вечно беременная Наталья Гончарова, седовласый Тургенев... Никто никого, конечно, всерьез не играет: актеры только создают обаятельные пародии. Тем временем на сцене буквально из воздуха — и тоже «здесь и сейчас» — появляются декорации. Четыре гигантских нарисованных дерева-раскладушки — и вот перед нами Тверской бульвар, картонный Путин, Боярский, Серебренников — Форум в Санкт-Петербурге, летающий дрон над сценой — гоголевская Русь-тройка... Перетасованы эпохи и судьбы. Но самое главное — намеренно «спутана» комедия с трагедией: кукла Пушкина полспектакля лежит на сцене в луже красной краски, а картонная бричка Чичикова на самом деле взрывается в воздухе.

Только на первый взгляд этот спектакль нарочито несерьезен.

На самом деле у вереницы аттракционов про смешного Гоголя и еще более смешного Пушкина серьезный посыл: кумиров не существует, мифы опасны, а чтобы жить было не так больно и страшно, нужно уметь смеяться и стараться ничего в жизни не идеализировать. Дети, кстати, посыл считывают: громко хохочут во время действия, но со спектакля уходят задумчивыми. И задают мамам-папам правильные вопросы про смерть, несправедливость и «страну-пустоту» (ничего не придумываем — слышали сами).

P.S. Уникальную крымовскую серию спектаклей «Своими словами» должны продолжить «Остров Сахалин» Чехова и «Капитал» Маркса.