В Театре наций поставили завораживающий спектакль-перформанс про пару, решающую завести ребенка. Будьте готовы к обнаженной натуре на сцене и тяжелым мыслям после просмотра.

Режиссер спектакля по пьесе современного английского драматурга Дункана Макмиллана — Марат Гацалов, в недавнем прошлом главный режиссер Новой сцены Александринского театра и ярый поклонник радикальных концепций. Его «Теллурия» по Сорокину на прошлой «Золотой маске» получила звание самой неоднозначной работы последних лет — так много было в спектакле странностей вроде нелогичных мизансцен и тотальных видеопроекций вместо сценографии.

В «Дыхании» тоже нет ничего привычного для обывателя

Историю о том, как двое взрослых людей решают, рожать им или не рожать (ведь на планете, по словам героев, плохая политическая, экологическая и любая другая обстановка), поставлена Гацаловым на манер высокотехнологичного перфоманса. Перед зрителем белоснежная, почти стерильная выгородка: «икеевская» кухня, стол-стулья, ванная, несколько сушилок для белья. Два героя бесстрастным тоном обсуждают «проблему» и периодически раздеваются донага. Иногда двигаются и разговаривают не они, а их проекции на белоснежной стене. Собственно, вот и всё.

Аскетичный, тихий спектакль идет час с небольшим без антракта, но зритель в полной мере успевает углубиться в драму этой пары. Важный момент: артист Роман Шаляпин минимум вдвое моложе своей партнерши — артистки Людмилы Трошиной. Зачем режиссеру был нужен этот ход с возрастом, остается только гадать. Возможно, это намек на вневременность человеческих рефлексий. А может, на неизбежную победу женского начала над любыми рациональными соображениями, возрастом и заботой о планете: героиня все-таки рожает ребенка. Только вот счастливее от этого никто не становится.