Отзывы о "Пиковая дама"

Оценка редакции
Manamadnail 11 июня, 08:18

Волшебные карты...
Лето началось с культурной новинки для меня, да и просто нового жанра - оперы. Мне посчастливилось посмотреть "Пиковую даму" П. Чайковского по мотивам одноименного (обратите внимание!) произведения А. Пушкина в @stanmus. Если вы хотите узнать, в чем отличие в произведениях, вам однозначно стоит посетить данный музыкальный театр.

Поскольку я посещаю театр уже не в первый раз, 8 июня у меня было свободное время посетить выставку (пару фото можно увидеть в карусели) "За рамки..." , которая расположена в фойе театра. Ещё я советую осмотреться не только на первом этаже. Но и обратить внимание на шикарные люстры на втором. Отдельное спасибо приветливому персоналу театра.

Итак, 3 звонок, 10 ряд, сцена как на ладони, вот только с места в партере не видно оркестр, а я очень люблю наблюдать за игрой музыкантов. Игра оркестра не вызывает никаких нареканий, музыка и исполнение было на высоте под умелым руководством дирижёра.

Опера началась со сцены, в которой задействованы множество персонажей. И вот тут я поняла, что несмотря на то, что я сижу достаточно близко к сцене, хоровое пение достаточно невнятное, т.е. все слова чётко мне было не разобрать. Когда исполнялись партии отдельно - соло, это было не явно, но если это было совместное пение, - чудесное! без сомнений, - мне приходилось обращаться к субтитрами на английском языке. А ведь я пришла на оперу, чтобы слушать, а не читать.

Отдельно хочу отметить, танец танцоров театра во время бала в первом отделении. В этот момент я вспомнила балет, на котором я была пару месяцев назад. Это было истинное удовольствие. Также как и услышать сольную партию князя Елецкого в исполнении Станислава Ли. Не спорю, Герман в лице Николая Ерохина и Лиза в исполнении Елены Гусевой были шикарны, но именно партия князя затронула меня больше всего.

Ещё советую обратить ваше внимание на то, что, если опера - новый для вас музыкально-театральный жанр, то, возможно, нужно начать с более лёгкого произведения.

Светлана 6 октября 2018, 07:13

В этом году отмечает свой 100-летний юбилей один из любимейших театров московской публики - великолепный и блистательный МАМТ -Московский Академический Музыкальный Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко .


Огромный срок , невероятное количество постановок , и целые поколения зрителей, которых именно в этом театре научили видеть , понимать и ценить красоту балета , совершенство оперы , особую магию театра .

Мне посчастливилось посмотреть оперу "Пиковая Дама " на сцене МАМТа.

Постановка совсем ещё новая , премьера состоялась в ноябре 2016 года .

Над созданием этой оперы трудился замечательный коллектив профессионалов : Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик Александр Лазарев;
Режиссер-постановщик Александр Титель;
Художник-постановщик Сергей Бархин.

Спектакль получился очень красивым , гармоничным и смотрится на одном дыхании .

Уверена : сюжет знают все : знаменитые "Три Карты " и арию "Что наша жизнь?- Игра..."слышал и искушённый и неискушенный зритель . Однако постановка в МАМТе таит в себе сюрпризы для зрителя .

Судя по костюмам , действие происходит в самом начале XX века, в дореволюционном Петрограде , и уже слышны отголоски Первой мировой войны.

Жители одеты в Бурые шинели и сестринские передники, - все в городе пронизано предчувствием беды , не только с Германом или Лизой , но и со всеми , с самим городом ...

Неизгладимо сильное впечатление производит Хор мальчиков в военном обмундировании . Они , совсем ещё дети, маршируют в шинелях и огромных сапогах , неподходящих им по размеру . Их уже забрала война , лишила привычных забав и радостей детства , она заберёт и изменит жизни и всех остальных.

Город- настоящий герой оперы . Здесь хочется отметить великолепную работу художника по свету Дамира Исмагилова . Петербург тает во влажной синеве , растворяется в ней и словно исчезает . Этот подсвеченный мистическим синим светом классический портик в глубине сцены и ряды призрачно-голубых колонн ... город прекрасен , но он словно уже понемногу исчезает , истаивая в бесконечности синевы .

Говоря о свете нельзя не отметить великолепную сцену грозы . Гром , вода, вспышки молний ... и люди , почти неотличимые друг от друга в этом свете .точно так же неотличимыми они станут для войны , а потом и для революции ... Создаётся атмосфера разрушающегося города, разрушающегося мира, распадающейся истории, распада человеческих отношений и нравственных устоев .

Предчувствия и тревога разлиты по всем . Санитарные сёстры несут младенцев на руках .... кем они станут в этом начавшем обезличиваться и распадаться мире ?

На сцене ( на поворотном круге) стоит полукружье колонн ,- и это все, что остаётся от прежнего мира . Хотя нет ! Ещё один символ уходящего времени -Графиня . В ней - иная эпоха , иные энергия и сила . И, возможно , погибает она не потому , что испугалась Германа ( не похоже что ее может кто-то напугать до смерти) , а потому , что ее мир уже не существует . Роль эту блистательно исполнила приглашённая актриса - Елена Заремба . Осанка, движения, вокал , взгляд - все абсолютно гармонично и просто великолепно .
Даже после своей смерти, уже будучи призраком, графиня полна силы и уверенности .

Партию Германа исполнял Нажмиддин Мавленов . Замечательный вокал , сильный и эмоциональный, богатый чувствами и оттенками . Этому Герману веришь .

Лиза в исполнении Елены Гусевой - это , наверное, женская судьба , история сердца и чувства , рассказаннная в гармонии вокала и жестов .

Обратили на себя внимание великолепным мастерством Томский в исполнении Зараева, Елицкий -Качуровский и Чекалинскиц -Микицкий . Каждая роль исполнена со своим характером и отточенным мастерством .

Очень хорошо звучал хор , мне понравилась сцена бала , когда все дамы были одеты в наряды всех возможных оттенков синего цвета , и двигались так слаженно , словно были единым организмом .

Отдельное украшение постановки- задействованный балет . Великолепные движения или же роскошная статика красивых и выразительных поз . Артисты балета танцуют на балу в костюмах Пьеро -ещё одна грустная примета . Безвольные печальные марионетки в тщетной попытке изображать на балу веселье . Их образы только усиливают тревогу , а не придающие балу искрящегося веселья , думаю именно такова и была мысль режиссёра .

А ещё на сцене было много творческих режиссёрских находок , одна из них- присутствующая на сцене вода, она и утекает сквозь пальцы, подобно времени ; и отражает героев словно зеркало, показывая им их подлинное лицо; и она же , смоет потом все их ошибки и преступления ....

Замечательная, красивая и очень стильная постановка , с великолепным вокалом исполнителей . От меня- рекомендация к просмотру для ценителей оперного искусства и поклонников театра .

И ещё раз поздравляю коллектив одного из любимейших театров в Москве с 100-ым юбилейным сезоном , и желаю дальнейших творческих удач и свершений.

Елизавета Ефремова 4 октября 2018, 05:28

«Пиковая дама» - самая совершенная опера Чайковского, а для меня она еще и самая любимая. В реале я слушала Пиковую не менее, чем в десятке постановок, и еще примерно столько же в записях. Какие-то воплощения запали в душу на всю жизнь, особенно самое первое, увиденное в детстве в Большом театре, какие-то вызывали изумление и даже отторжение. Постановку Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко я приняла с первых минут и наслаждалась ею до финала. Спектакль выполнен в фирменном стиле Тителя-Бархина. Сценография Сергея Бархина может показаться скупой и минималистичной, но ее детали говорят больше, чем перенасыщенные мелочами декорации иных художников. «Пиковая дама» самая петербургская опера Чайковского и конечно же на сцене создан образ Петербурга: портики, ряды колонн, туманный сумрак, залитые наводнением мостовые. На тротуары брошены деревянные мостки, и эти же мостки позже преобразуются в погребальные носилки Графини. Три громадные колонны – три карты – тройка, семерка, туз… или пиковая дама…, три судьбы – Германа, Графини и Лизы, три темы оперы – фортуна, рок, любовь. Но портик на заднике похож на портик с эмблемы МАМТа, а колонны, подсвеченные синим, напоминают колонны, стоящие в его фойе. Такая многоплановость свойственна и всему спектаклю в целом. Действие пушкинской «Пиковой дамы» происходит в начале девятнадцатого века, Чайковский в своей опере отсылает нас в екатерининские времена, а спектакль Александра Тителя переносит в начало века двадцатого, и тревожная музыка Чайковского подчеркивает тревожные предчувствия общества на сломе времен. Хотя опера и называется «Пиковая дама», но главный ее герой – Герман. Партия Германа - одна из сложнейших, если не самая сложная в оперном репертуаре. Герман Нажмиддина Мавлянова восторженный, порывистый романтик. Он страстно любит Лизу и сначала деньги ему нужны, чтобы жениться на ней. Но смерть Графини, участь, рок заставляют забыть любовь – жажда выигрыша застилает разум. Графиня в исполнении великолепной Елены Зарембы не дряхлая старуха, а великосветская дама, хозяйка модного салона. Ее проходы по сцене приковывают взгляд и веют могильным холодом. Эта Графиня не боится одержимого Германа, требующего открыть тайну: потусторонний мир ей ближе реального. В сцене появления призрака степень трагизма доведена до крайности - именно в этой сцене Герман теряет разум. Лиза Елены Гусевой живет не в тепличном мире салонов. Это скорее героиня «Хождения по мукам». Они с Полиной (Наталья Зимина) поют свой знаменитый романс не в княжеской гостиной, а на благотворительном вечере в помощь страждущим. Если бы не гибель, такая Лиза могла бы стать медсестрой в госпиталях первой мировой. Елецкий Евгения Качуровского - красивый, благородный, любящий, нежный, богатый – ну как можно было такого променять на неврастеника Германа… Поистине любовь зла. Томский – Антон Зараев – эдакий конферансье, распорядитель, движитель спектакля. Не случайно на балу он Арлекин, управляющий танцами пьеро, героями серебряного века. А как прекрасны силуэты пьеро, застывшие меж белых колонн. Хореография Индры Рейнхолде отсылает к Фокинским балетам, с его арлекинами и коломбинами. Великолепна и работа Игоря Ясуловича – режиссера по пластике, молчаливые проходы актеров по сцене создают еще более глубокие образы героев. Оркестр под управлением Тимура Зангиева потрясает напряженностью музыкально-драматического развития оперы. Вечер удался. Все были прекрасны, музыкальны и талантливы. Всем спасибо!

Ольга Сорокина 27 февраля 2018, 12:11

Великий П.И. Чайковский!
Великий А. С. Пушкин!

Кстати, я всегда побаивалась "Пиковой дамы". Слишком много в ней мистического и рокового.
Роковые совпадения, роковые случайности, роковые страсти.

Но увидела мельком на сайте
Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко фотографию Оксаны Корниевской в роли графини
и поняла, что очень хочу это увидеть и услышать!

И вот я уже сижу в самой середине партера, и сердце моё бьётся в радостном предвкушении!
Опера- вершина любого искусства И опера - это всегда восторг!

И эта "Пиковая дама" не только оправдала все мои ожидания, но и неоднократно их превзошла!
Всё, всё в ней оказалось ярче и талантливее самых смелых моих фантазий.
Разве могла я догадаться, что со сцены прямо мне настречу шагнёт хмурый Петербург с его дворами-колодцами, мрачными улочками, набережными, колоннами дворцов и бальными залами?
Разве могла я предположить, что не только Петербург, но и вся Россия будет неизменно присутствовать в каждой сцене с самых первых минут, когда вдруг появились среди высоких колонн обычные и по сравнению с величественными колоннами такие маленькие люди. Канун Первой мировой войны. Матери и няньки с младенцами на руках, сёстры милосердия и солдаты, дети, напевающие "гори, гори ясно..", словно предвещавшие любовь, и мальчишки в сапогах и с винтовками, бодро марширующие по лужам. Это ощущение той страны и народа будет чувствоваться весь спектакль. Ощущение неминуемости грядущей катастрофы.
Главные герои один за другим будут появляться на сцене, действие будет неумолимо продвигаться к финалу, а ощущение уже нависшей над всем катастрофы будет неизменно присутствовать. Возможно, дело в костюмах и декорациях. Но не только в них. Это ощущение и почти осязаемая мистическая атмосфера - верный признак подлинного искусства, имя которому ТЕАТР.

Я смотрела на сцену, а в голове стучало: как же мне повезло!
Повезло, что роль Германа исполнял Николай Ерохин, которому блестяще удалось передать и роковую влюблённость, и роковую страсть игрока,
и изумление, когда графиня вдруг умирает от сердечного приступа, и отчаяние, и чувство безысходности за секунду до выстрела.
А какой поразительной красоты голос! Идеальный тенор, идеальный, идеальный Герман! Браво!

Повезло, что роль графини исполняла именно Оксана Корниевская. Какое подлинное благородство в каждом жесте, взляде!
Как точно передана усталость и пресыщенность жизнью и тоска по молодости. Графиня словно ждала Германа как избавителя, как перст судьбы.
И как гениально продумана сцена её похорон! Когда мостки вдруг становятся катафалком, за которым молча следует погруженная в траур толпа.

И трижды повезло, что в роли Лизы я увидела Елену Гусеву.
Ах,какая Лиза! Тонко чувствующая, любящая, страдающая, сомневающаяся, съедаемая роковым внутренним огнём! Браво!
И слова, которые я особенно ждала "уж полночь близится, а Германа всё нет", спеты были так, что у меня защемило сердце.
Восторг! Главная трагедия этого произведения всегда для меня была в судьбе именно Лизы. Я очень хорошо её понимала, сопереживала, но тем не менее никогда не торопилась оправдать. Елена Гусева своим "проживанием" роли Лизы, зародила в моей голове поиски поводов для оправдания.

На этом можно было бы закончить свой рассказ об опере, но не могу оставить без внимания "вишенку на торте".
Точнее, это две вишенки.
Первая: Станислав Ли в роли Елецкого - потрясающе!
Вторая: балет - о, как это было прекрасно!

Обязательно посмотрите! Этот вариант "Пиковой дамы" просто шикарен!

Сходите в театр!

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 10)

Читайте про другие
события

Статьи по теме

Другие спектакли / опера