В Театре Вахтангова комедию Мольера поставили как трагедию. Получилось немного претенциозно, зато зрелищно. Поклонникам Сергея Маковецкого, у которого здесь бенефисная роль, смотреть обязательно.

Автор спектакля — румынский мэтр Сильвио Пуркарете, адепт театральной эксцентрики и завуалированных смыслов. Поставить Мольера с вахтанговцами его уговорил Римас Туминас, уступив «дорогому гостю» одного из лучших (а может, и лучшего) своего актера. Герой Сергея Маковецкого не капризный старикашка Арган, надоевший близким мнимыми недомоганиями, а актер, его изображающий. Или даже сам Мольер, как известно, бывший не только драматургом, но и артистом. Сверхзадача сложноустроенного спектакля — рассказать о том, что бывает, если между жизнью и театром поставить знак равенства. Внимание, спойлер: ничего хорошего.

Здесь все понарошку, не всерьез. На сцене два лишних театральных занавеса, гримировальные столики по углам, в глубине — ярко освещенный проем, из которого, как во времена Мольера, выходят артисты. Классические «спецэффекты» вроде вишневого сока, символизирующего кровь или нарочито страшного грима антипатичных персонажей (некрасивого жениха дочери Аргана Анжелики в буквальном смысле гримируют под труп) явно намекают на театральную природу происходящего. На концепцию «театра в театре» работают шутовские танцевальные интермедии. К слову, в особом жанре комедии-балета, придуманном Мольером, последние были обязательны. Пуркарете правило не нарушил, но в его варианте вставные номера — привет современной эстрадной вакханалии и откровенный китч. Мольеровские персонажи танцуют танго с гигантскими гориллами, полуголые девушки отбивают степ, мельтешит массовка в белых больничных халатах. Пока все бойко пляшут, Маковецкий-актер «снимает» с себя роль Аргана и с наслаждением закуривает прямо на сцене, устало наблюдая за зрителем.

Вообще, идея демонстрации актерских пота и крови не нова. И в случае с трагической «закадровой» историей мольеровской комедии она отлично работает. Другой вопрос,что заложенные в спектакль смыслы смогут считать не все. Для этого как минимум следует знать биографию французского комедиографа, который умер на сцене, захлебнувшись собственной кровью и не доиграв спектакль «Мнимый больной» до финала.