Спектакль Мастер и Маргарита

Оценка редакции

Трагикомические фантазии по мотивам романа Булгакова.

Этот проект построен Сергеем Алдониным по принципу синтеза театрального искусства и элементов шоу: оригинальный сценарий, сменяющиеся по принципу кинокадра мизансцены, яркая визуальная форма сделали этот спектакль одним из самых модных и посещаемых мероприятий Москвы.
Первая (студенческая) версия спектакля была создана в 1999 году в рамках Российской Академии Театрального Искусства, в Мастерской художественного руководителя московского театра «Ленком» профессора Марка Анатольевича Захарова и уже тогда была отмечена большим зрительским интересом. Премьера нового варианта постановки с успехом прошла 1 февраля 2001 года на сцене одного из старейших театров Москвы – Драматического театра им. К. С. Станиславского.
За несколько лет работы на сцене театра им. Станиславского, а затем – театра им. М.А. Булгакова, в команду Театральной компании Сергея Алдонина были приглашены ведущие актеры из разных театров Москвы, сформировав совершенно уникальный проект, ставший объектом постоянного и пристального зрительского внимания.
Литературный материал, взятый для постановки, уже самим названием привлекает внимание публики — «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, а использование в постановке текстов из черновиков романа только добавляет почтительной дрожи и мистики.
Действо опустится на зачарованного зрителя со всех сторон, как со страниц книги, — из окон и тёмных проёмов обрушатся на него персонажи великого романа и заставят прожить вмести с ними таинственную трагикомедию великого Мастера.

Отзывы о «Мастер и Маргарита»

ninok65 8 декабря 2019, 11:03

Увидеть «МиМ» в постановке С.Алдонина я хотела давно. Была предпринята не одна попытка, но каждый раз обстоятельства складывались так, что на спектакль я так и не попадала.

Увидеть именно эту постановку «МиМ» я хотела по тому, что отзывы зрителей об этом спектакле сильно различны, они буквально разделились на два лагеря. Одни пишут, что постановка гениальна и они в восторге, другие же пишут прямо противоположное. И самое интересное, что нет какой-то «золотой середины»... Естественно, мне стало интересно, хотелось составить собственное мнение.

И вот, на днях свершилось чудо - я в Булгаковском доме. Место это действительно очень атмосферное и интересное. Что касается зала, он совсем не большой, камерный. Именно в таких залах происходит особое погружение зрителя в постановку.

Взгляд режиссёра на бессмертное произведение М.А. Булгакова оказался крайне не стандартен и оригинален. Интересна работа с пространством, действие развивается не только на сцене, но и в зрительном зале и даже в театральном коридоре.

Для меня всегда было загадкой, как режиссёрам удаётся «ужать» столь емкие произведения и уложиться в 2,5-3 часа, при этом не утратив ценность и основную мысль произведения. В данной постановке воспроизведены ключевые моменты романа, но, как мне показалось, акцент был сдвинут на свиту Волонда. Маргариты было мало, не говоря уже о Мастере.

«МиМ» одно из тех произведений к которым я отношусь с особым трепетом и любовью. За не однократное прочтение романа, в голове сложились определенные образы героев, которые совершенно не совпали с образами режиссера.

Волонд, которого играл сам Алдонин, был мне абсолютно не знаком и совершенно не вязался с Волондом книжным. Впрочем, такая же история наблюдалась и с другими героями. Мне было очень тяжело воспринимать хорошо знакомых мне персонажей с новыми характерами.

Посмотрев спектакль, пришла к выводу, что версия «МиМ» в исполнении Сергея Алдонина мне чужда. Однако, по моим наблюдениям, в зале было достаточно большое количество зрителей, которые получали удовольствие от происходящего на сцене.

Уверенна, что именно такие кардинально различные впечатления зрителей «подогревают» интерес к этой постановке. В любом случае, что бы понять ваше это или нет, надо увидеть все собственными глазами.

Елена Шмырева 27 ноября 2019, 04:15

Мастер и Маргарита на сцене театра "Булгаковский дом"
Как давно вы читали роман Булгакова? Что осталось в памяти? У меня, наверное, как и у большинства — это похождения неимоверной компании, сопровождающей мессира в его московском визите. Про Мастера с Маргаритой забыть не дает название, а линия Понтия Пилата и Иешуа из разряда исторических хроник, несмотря на то, что на страницах «живой свидетель» — Воланд и озаренный откровением через века после распятия — Мастер.
С приблизительно такими приоритетами повествования построен спектакль, поставленный на сцене Булгаковского дома режиссером Сергеем Алдониным. И поэтому, несмотря на то, что опущено достаточное количество книжных сцен, постановка ощущается очень близкой к роману.
Да, гораздо меньше внимания уделено религиозно-философским мыслям Михаила Афанасьевича, но то что предательство наказуемо, режиссер подчеркивает, включив в действие сцену последних минут Иуды. Количество действующих лиц значительно сокращено. Свита Воланда способна перевоплощаться в кого угодно и кого угодно этим свести с ума.
Очень интересно решен образ Иешуа. Кому на сцене стать сыном божьим, взявшим на себя муки за чужие грехи? Слишком пафосная задача, когда рядом существует непутевый род людской. И прозрение о чужой судьбе приходит к плохому поэту, но в душе порядочному человеку Ивану Бездомному. На койке в сумасшедшем доме чего не привидится.
Сцена Булгаковского дома, как та самая нехорошая квартира, с легкостью меняет свои границы и превращается то в остановку на Патриарших, то в сцену театра варьете, то в сумасшедший дом, где с балкона на балкон ходят друг к другу пациенты, то в непонятных размеров помещение, где свободно можно устраивать бал, а буквально за дверью плещутся волны жаркой Ялты.
Последовательность действия привычна: никогда не разговаривайте с неизвестными, Понтий Пилат, седьмое доказательство...и понеслось.
Как уже упоминала, не слишком много было страниц из написанного романа Мастера, да и история отношений Маргариты и Мастера не затянута. Мастер спокойный и умиротворенный, не желающий никому мстить. Роль подходила спокойному Денису Рожкову, чьей фамилии не было в заявленных исполнителях на странице спектакля. В общем-то не в первый раз вижу, что информация о занятых актерах на сайте театра далеко не полная и точная. В Маргариту перевоплотилась Оксана Коростышевская. Мне ее Маргарита понравилась. У Оксаны очень приятный голос и, несмотря на хрупкость сложения, чувствуется внутренняя сила, поэтому для меня не было проблем с восприятием.
Мастера и Маргариты было немного, а вот четверка свиты принимала участие почти в каждой сцене. В вечер просмотра это были: Коровьев — Тимур Орагвелидзе — так и зыркал глазом из своего пенсне (он же выступил и предателем Иудой); Азазелло — Михаил Горский — рыж, проходимист, покрыт шрамами, но абсолютно не страшен. Бегемот — по кошачьи умывающийся; поднимающий лапу, чтобы пометить Степу Лиходеева; поедающий сосиски, предложенные Воландом; примуса не было, но образ запомнился благодаря Изнауру Орцуеву (вот и его фамилия отсутствовала в списке исполнителей, хорошо что этого артиста уже узнавать стала после других спектаклей, а так... полная чертовщина).
Обычно Геллу принято изображать зеленоглазой рыжеволосой особой, в этом случае была фигуристая с роскошными золотистыми волосами Наталья Булыга, которая становилась то санитаркой в сумасшедшем доме, то вампиршей, то женщиной на сносях, то есть резвилась по всякому со своими дружками.
А главный дирижер всем действием, конечно — Воланд. Эту роль Сергей Алдонин оставил для себя. И она ему вполне подходит. В нем не было сурового демонического, но было много бесовски-хулиганского.
Вместе с командой глумился над непорядочными персонажами, хотя время от времени мог цыкнуть на свою не в меру распоясавшуюся свиту. И только в самом финале образ обрел солидность и серьезность.
С теми артистами, которые в этот вечер были на сцене, постановка очень понравилась. Как будет звучать с другим составом?.. полагаю, что слегка по-другому, но тоже неплохо. Потому как на роль Воланда нет запасных игроков, а именно этот персонаж здесь является центральным.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 7)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / антреприза