Перешагнувший 90-летний (!) рубеж худрук Театра им. Моссовета Павел Хомский поставил спектакль по «сатирической повести для театра» Василия Шукшина «Энергичные люди».

В 1970-е ядовитое описание быта советских спекулянтов от самого «народного» писателя Союза звучало дерзко. И хотя «Людей» не сразу опубликовали и поставили, до зрителя они дошли без купюр. А в репертуаре питерского БДТ продержались до конца 80-х. Почему Павел Хомский решил к ним вернуться, понятно (сегодняшние воры — прямые родственники «воротил» загибающегося СССР), но, если быть честными, сегодняшняя реинкарнация советского фельетона выглядит спорно. Увидеть ее стоит, в первую очередь, поклонникам творчества Шукшина и всем ностальгирующим по «лихим девяностым».

Нет, про девяностые мы не ошиблись. Оставив без изменения текст, Хомский перенес место действия во времена малиновых пиджаков и песен про «Сиреневый туман». На сцене — двухэтажный дом « в разрезе»: хрустальные люстры, дорогой гарнитур, гигантское окно с видом на березовую рощицу, банька, телевизор. Герои — шестеро сильно пьющих затейников в возрасте за 50. Они гуськом выползают из парной, наливает себе еще по одной и представляют, как летают в дальние страны. Выглядят комично и наивно. Ни в одном из них не признать ни вора, ни бандита. Анатолий Васильев, Александр Голобородько (в очередь с Геннадием Коротковым), Сергей Виноградов (Владимир Сулимов), Валерий Сторожик (Андрей Межулис), Владимир Горюшин (Юрий Черкасов), Сергей Зотов (Евгений Ратьков) играют их плутоватыми и, несмотря ни на что, обаятельными мелкими мошенниками.

Впрочем, интрига спектакля и незаконная деятельность героев имеют между собой мало общего. Если приглядеться, то перед нами без пяти минут мелодрама: негласный глава развеселой компании — Аристарх Петрович Кузькин — сильно разозлил жену. Вера Сергеевна Кузькина (отличная работа Татьяны Кузнецовой) обнаружила в его карманах записку от любовницы. И решила отомстить — написать прокурору о спекуляциях супруга и его товарищей. А дальше вся компания самыми веселыми способами пытается ее убедить «никого не сажать».

Никаких обличений или хотя бы намеков на это в спектакле нет. Зато сюжет лихо сыгран. Зритель одобрительно аплодирует, когда Аристарх Петрович сползает с лестницы за водкой, и смеется в голос, когда герой пытается изобразить покушение на собственную жену. Узнаваемые типажи, забавные ситуации и «народный» юмор — вполне может быть, ничего другого старый новый Шукшин и не требует.