Отзывы о "Манон"

Оценка редакции
Ирина О. 26 июня 2019, 05:32

Выставка Владимира Арефьева и балет «Манон» в МАМТ. 24.06.2019.

По жаркому летнему времени, МАМТ начинается не столько с вешалки, сколько с выставки главного художника театра Владимира Арефьева. У него юбилей.
Как понимаю, художник сам придумал и продумал свою выставку, решив, что и как он хочет нам показать.
Честно скажу, мне не хватило двух антрактов балета, чтобы рассмотреть всё, что хотела. Собираюсь в июле на «Чайку» и надеюсь, что экспозицию смогу увидеть еще раз, получив не только визуальное, но и тактильное наслаждение.
Дело в том, что, помимо рисунков и макетов, которые, безусловно, «руками не трогать», в фойе размещены и фрагменты декораций.
Я очень люблю театральное закулисье. Люблю, тихонечно и не надолго переступив (всегда с разрешения театра!) через линию рампы, побродить за кулисами, натыкаясь на странные вещи и предметы — которые на сцене, магией художника, превращаются то в облака, то в острова, то в маленьких осликов или больших носорогов. Люблю посидеть у закулисных Мастеров, наблюдая, из, буквально, какого сора «растёт», скажем, царский кафтан...

На этот раз моя радость выплеснулась в фойе — и можно узнавать уже виденное на сцене... или, как делает большинство неофитов, просто «селфиться» на память рядом с необычными театральными предметами.

Театралам же, даже плохо знающим репертуар МАМТ, выставка всё равно будет интересна. Арефьев немало и очень эффектно работает и в других театрах.
Например, мне, регулярно посещающей Сатирикон, было чертовски интересно увидеть, как задумывались и реализовались и «Человек из ресторана», и «Дон Жуан».

Теперь о балете.
Я внимательно прочла статьи профессиональных балетных критиков на сайте театра... Не вдохновилась ими. Там много умных слов и сравнений танца балетных исполнителей МАМТ с другими постановками этого произведения, которые я никогда не увижу.
Даже расстроилась мыслью: то, что мне покажут вечером в МАМТ, мне никак не может понравиться. Ибо - «не доросла»...

А на самом деле я была в абсолютном восторге!
Не знаю, сколь безукоризненной была техника исполнения... Я просто смотрела интересную и очень печальную историю про то, как «любовь и бедность навсегда меня поймали в сети».
Очаровательные, очень типажно подходящие своим героям исполнители. Прекрасная музыка — для балета она собрана из разных произведений Массне... и сколь же хороши любовные дуэты под знаменитую «Элегию»! Массовка, настолько интересно выстроенная, что иногда на нее отвлекаешься даже от исполнителей главных ролей. Яркая декорация — немного условная, но в реальность места, где происходит действие, веришь.

Ах, как же хороша сцена во втором действии, где в салоне Мадам мужчины передают героиню буквально с рук на руки! Думаю, что тут вот техника была безукоризненна... а как к тому же красиво!

Печальная эта история о том, как девушка по имени Манон ехала в монастырь... а оказалась на каторге, чтобы потом сгинуть в болотах Луизианы.
Почему так получилось? Может быть, потому, что любовь приходит и уходит... а лучшие друзья девушек — это бриллианты. Может быть, потому, что герои балета слишком юны и неопытны и в жизни, и в чувствах. Может быть, потому, что понимание того, что жить надо главным, отодвигая в сторону необязательное, второстепенное, пришло к ним слишком поздно...

В данном случае, в отличие от большинства балетов, действие закончилось совсем не на оптимистической ноте. И занавес, сдвинувшись, закрыл от зрителей не веселый финал общего танца, а двух истерзанных и усталых людей, умирающих на сером болоте отнюдь не от любви, а от того, что сил жить больше нет...

Печаль в наших зрительских сердцах. И общее сожаление, что уже ничего в этой грустной и красивой истории исправить нельзя.

Замечательное «послевкусие», какое бывает только после хороших спектаклей в хороших театрах.

И - да, в самом начале я написала про МАМТовскую «Чайку». Мне её очень хвалили. И вот — в середине июля этот балет будет показан последние два раза.
Я собираюсь пойти.
Может быть, кто-то из тех, кто «коллекционирует» постановки по пьесе Чехова, захочет оставить в памяти и эту необычную ее вариацию?
Ну, или просто — захочет приобщиться к красоте.

katusha2002 16 октября 2018, 07:20

Когда я узнала, что в МАМТе (Московском академическом музыкальном театре им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко) идет (и уже более 10 лет) балет "Манон", то несколько удивилась, так как знала, что "Манон" это опера. А тут балет.. Оказывается Сэр Кеннет МакМиллан написал либретто по произведению аббата Прево и ,используя музыку того же Массне, создал воистину шедевральный балет. Он был поставлен впервые в Королевском оперном театре Ковент-Гарден, Лондон в 1974 году. В МАМТе премьера состоялась в 2014 году.
Я смотрела этот балет и поражалась , как точно музыка следует сюжету, вернее отображает даже не само действие, а настроение героев, их характер,те или иные поступки. Про то, что МакМиллан "скомпоновал" балет из различных произведений Массне, я узнала потом, а тогда, на спектакле, я просто наслаждалась волшебным симбиозом музыки и печальной истории, известной нам давным давно.

Кстати о драматургии, о либретто. Действие балета перенесено несколько в другое время..в предверии Великой Французской революции. Такая вольность с исходным текстом оправдывается желанием показать "блеск и нищету". Именно тогда (как и перед любой революцией) наиболее остро было различие богатства и нищеты. Нищета как проказа, как болезнь, и всеми способами хотелось удержаться хотя бы в рамках достатка, а лучше..роскоши. Вот и Манон сначала предпочла "продаться" богатому господину Г.М. Однако деньги решают отнюдь не все..Любовь. Она толкает порой на безрассудные поступки. Манон и студент де Грие-это история трагической любви, рассказанная очень нежно и страстно.

Итак, балет "Манон". Он поражает великолепием декораций,которые по прихоти сюжета волшебным образом преображаются. То была шикарная салонная обстановка, а в следующем акте на первый план выходит комната небогатого студента с потрепанными гардинами, а в следующем акте перед нами оживленный вокзал, или шумный порт. Очень много массовых сцен. И они очень любопытны и характерны. Танцы "второго плана" (сцены на вокзале, танцы куртизанок) я смотрела с не меньшим восторгом, чем сольные партии. Особенно вспечатлил танец заключенных женщин. Столько безысходности в нем!
И костюмы, какие же красивые костюмы !! Интересна цветовая гамма спектакля-приглушенно золотистые и коричневые тона. И только два светлых пятна-Манон и де Грие..Хотя очень эффектный выход Манон-содержанка Г.М в черном с блестками платье. Почему-то вспомнился Черный лебедь, этакий психологический прием замены Белого на Черное. Эффектно, но со знаком "-", этакая антитеза светлого и наивного характера девушки, светская дама против простушки. По- моему, та Манон, что я видела на сцене была уверенной в себе девушкой, понимающей все "про и контра", умеющей и мужчин контролировать, и получить то, что хочет, а именно уйти от бедности к богатству. В первых дейстивях балета Манон именно такая.И только зов любви и страсти, побег с де Грие и дальнейшие жизненные перепетии буквально сбивают ее с ног. И мы видим Манон сломленную, раздавленную и покоренную.

Несмотря на трагизм, балет этот очень нежный благодаря дуэту Манон и де Грие. Так выглядит любовь, ей богу..Столько ньюансов со стороны Манон-она и играет, и отдается, и ласкает, и наслаждается. А кавалер он просто Любит-беззаветно, нежно и страстно. Эти несколько сцен любви взрывали зал. Столько криков "Браво!" я давно не слышала.
Манон танцевала Ксения Шевцова. На мой взгляд, великолепно! И знаете, в после спектакля на поклоны вышел Лоран Илер (художественный руководитель балета) и сказал, что Ксения стала примой балета театра. Брависсимо!Три часа (3 действия с 2 антрактами) пролетели быстро, к сожалению, очень быстро. Настолько был великолепен балет-музыка, исполнители, декорации и костюмы. Но печальный финал был неотвратим. И болота Луизианны "поглотили" бедных влюбленных. Кстати, было любопытно как изображены будут эти болота. Вполне условно, но понятно. И сцена смерти ослабленной и изможденной Манон была очень трагичной и ..красивой.

Я горячо рекомендую к просмотру это балет. Получите огромное эстетической наслаждение, однозначно.

alla filippova 18 февраля 2018, 11:48

Ждала эту постановку с волнением.
Кеннет МакМиллан! Манон Леско!!

Но по порядку.
Балет трехактный, так что я позволю себе срифмовать и составить свой отзыв также из трех частей.
1."<b>Мне очень нравится балет, подружкам я сказала"</b>
"Балет - не мое. Я в нем ничего не понимаю, и ходить мне на него незачем". С этой мыслью я жила долго и счастливо - ну то есть, я так раньше думала. Нет, конечно, как все люди, выросшие в советские или ранние постсоветские времена на территории бывшего СССР, к балету я испытывала уважение на генетическом уровне. Знала, что им положено гордиться, в области балета мы впереди планеты всей, и иностранные делегации обязательно надо сводить в Большой, лучше всего на Лебединое, но Спящая Красавица тоже подойдет. Сама я в детстве была очень впечатлена историей девушек-виллис в балете Жизель, и их призрачными плясками, а еще посчастливилось мне увидеть в Большом Анюту, хоть и очень свысока (пятый ярус, если память мне не изменяет). Но обычно от классических постановок у меня было сплошное разочарование - я понимала, что это все очень красиво и торжественно, мастерство артистов высочайшее, но я, вот беда, совсем не разбираюсь в балетной техники, плие от фуэте не отличу и не могу оценить ни высоты прыжков, ни филигранности поддержек. А значит и делать мне, дилетанту, там нечего, тем более, что любоваться на отточенные движения обычно интересно первые полчаса, а потом мысли сами начинают разбредаться, а глаза косятся на часы. Мне нужен сюжет, история, нарратив, а для этого нужны слова, а не танцы. Так бы я и жила со слепым пятном в этой области, но случилось так, что подруга (которая в отличие от меня настоящий балетоман, и в технике и прочем, разбирается блестяще), взяла меня с собой на "Майерлинга" в Стасик.
Это было... Все изменилось, то есть вот вообще, я увидела все другими глазами совершенно. <lj-cut>Оказалось, что историю, драму, чувства, сюжет - все это можно передать в движении, в танце, не хуже, а то и лучше чем словами. Я была потрясена до глубины души, сразу бросилась изучать и историю кронпринца Рудольфа, по которой поставлен балет (это тема отдельного, длинного разговора) и кто же постановщик.
<b>Кеннет МакМиллан.</b>
Как он сам говорил, он с самого детства чувствовал себя аутсайдером, посторонним. Впоследствии, в центре многих его постановок тоже оказываются аутсайдеры. Он рос в маленьком городке (Ярмут), в Шотландии, в очень консервативной обстановке. Его мать страдала эпилепсией, и было строго запрещено кому то рассказывать об этом. А еще, не дай бог, было рассказать кому-то о занятиях танцами, это казалось неприличным. Он остался без матери, с которой был очень близок, в тринадцать лет и во многом мать ему заменила его учительница танцев, Филлис Адамс. В пятнадцать он увидел рекламу балетной школы "Сэдлер Уэллс", записался на прослушивание (письмо он написал от имени своего отца, что никого не обмануло, что он обнаружил гораздо позже, просматривая архивные записи, будучи уже руководителем Королевского балета Британии). Прослушивание принесло ему место в школе и даже пансион - что было немаловажно, так как семья его не обладала средствами на его обучение.
Там он наконец то смог разговаривать с другими о том, что для него было важно - о балете. Уже через год он становится танцовщиком театра "Сэдлер Уэллс".

Он успешно выступает (отмечали его даже за роль не кого иного, как Шерлока!), но скоро оказывается, что он страдает боязнью сцены. Ему приходится переключится на хореографию. И как хореограф он оказался очень успешен, создал много постановок для Королевского балета, ставил "Весну священную", в его "Ромео и Джульетте" танцевали Нуриев и Марго Фонтейн.
Потом он становится руководителем Королевского балета (с 1970 по 1977 г) и вот в этот период он ставит балет "Манон", на музыку Массне (интересно, что из оперы Массне "Манон" в результате в балет не попала ни одна композиция).
Либретто для балета он пишет сам, основываясь на романе аббата Прево "История кавалера де Грие и Манон Леско".
2. <b>Манон Леско. "Любовь и бедность навсегда меня поймали в сети. По мне и бедность не беда, не будь любви на свете".</b>
Манон, ах Манон, обольстительная и вероломная. В своем небольшом (около трехсот страниц) романе Антуану Прево удалось создать один из самых значительных женских образов в мировой культуре, который оказал огромное влияние на все французскую (а значит и европейскую литературу), и как Кармен или Елена Прекрасная является уже нарицательным. В чем же его особенность?
Сюжет романа довольно прост и ясно выстроен, по сравнению с рыцарскими или плутовскими романами того времени. (Кстати, считается, что этим романом Прево положил начало жанру психологического романа). Юный дворянин, младший сын в семье, студент-богослов кавалер де Грие, от лица которого и ведется повествование, случайно на постоялом дворе встречает девицу Манон Леско (ее происхождение не уточняется, судя по всему она из небогатой семьи), которую родители решили отдать в монастырь. Кавалер влюбляется в нее, она вроде бы тоже, и юная парочка сбегает в Париж, где и решает обосноваться. Однако, средства на существование у них быстро заканчиваются, и пока кавалер раздумывает, где бы их раздобыть, юная Манон решает принять ухаживания богатого господина Б., попутно сообщая старшему брату кавалера где его искать. Де Грие водворяют домой, где отец долгое время держит его под замком, в надежде излечить от пагубной страсти. Через какое то время, кавалер возвращается в богословскую школу и даже делает там большие успехи готовясь ко вступлению в сан. Но тут, на публичном выступлении, его видит Манон, которая все-таки не вполне его забыла. Она встречается с ним и их любовь вспыхивает с новой силой. Они опять сбегают вместе, рассчитывая какое то время безбедно жить на сделанные Манон накопления - от щедрот ее покровителя. Но юные любовники слишком беспечны и их обворовывают собственные слуги. Опьяненный любовью кавалер поступается принципами чести и принимается добывать средства шулерской игрой в карты, а Манон получает предложения от богатых покровителей, хотя она предпочитает выманивать у них средства обманом, при этом оставаясь со своим возлюбленным. Увы, юные авантюристы слишком юны, неопытны и склонны к риску, разъяренный обманутый старый сластолюбец, добивается заключения их в тюрьму. За кавалера заступается отец, а Манон, как продажную женщину, приговаривают к ссылке в Америку. Кавалер следует за ней, на поселении он выдает себя за ее мужа, но потом, когда они решают действительно обвенчаться и признаются, что на самом деле не женаты, губернатор решает выдать Манон за своего племянника, который давно в нее влюблен. На дуэли кавалер его убивает, и вынужден бежать, теперь уже Манон следует за ним - но вскорости ослабевает и умирает .
Многие критики говорят о противоречивости образа Манон, о том, что сложно понять ее действия, ее мотивы. И действительно, мы видим ее только глазами влюбленного в нее юноши, никогда напрямую. Ее образ как бы мерцает сквозь его описания, насколько они точны, мы не знаем, мы можем судить только по ее поступкам. Любит ли она де Грие? Почему покидает его, почему возвращается? Почему все время так беспечно стремится рисковать? Общепринятая трактовка этого образа, что Манон лицемерная обманщица, жадная до денег, неспособная на глубокие чувства. Она не испытывает угрызений совести, обманывая своих богатых покровителей и легко готова изменять своему кавалеру, если это дает возможность раздобыть денег. Но, если посмотреть с другой стороны? Намного ли лучше ее благородный кавалер? Он тоже не мучается совестью, обманывая при карточной игре, не отказывается жить на средства полученные Манон от ее покровителей, даже убивает человека (охранника, при побеге из тюрьмы). А другие, те, кто готовы купить ласки Манон, они то чем лучше? Сам де Грие, в своем последнем споре с отцом, прежде чем отправиться за Манон в колонии, указывает тому на то, что богатые и знатные люди открыто живут с любовницами - а то и двумя-тремя, ведут нечестную игру и замешаны еще в чем похуже. И при этом остаются уважаемыми членами общества.
Сколько лет прошло, а ничего не поменялось.:)
И Манон - такие как она существуют во все времена. Как мы назвали бы ее сейчас? It girl, медиа-персона? Сколько таких звездочек тусуется на приемах и вечеринках, в надежде подцепить спонсора?
Манон всего лишь пытается играть по правилам того мира, в котором живет, используя свое обаяние и красоту. И вообще то, она могла бы если не выиграть - то хотя бы не проиграть. Если бы ей двигала только жадность, она вполне могла бы накопить себе капиталец, а то и найти себе богатого мужа и жить спокойно. Но на беду свою, она влюбляется. И кавалеру, надо сказать, тоже эта любовь рушит всю его спокойную жизнь и карьеру на церковном поприще. (Аббат Прево знал, о чем пишет, сам покидал свой орден иезуитов, из-за несчастной любви)
К концу романа Манон определенно меняется,ее меняет любовь де Грие, его преданность ей и в лишениях, "и в горе и в радости". Ведь она могла бы спокойно жить - и жить в достатке, с племянником губернатора, но она выбирает побег с де Грие, хотя тот сам уговаривает ее остаться. И ее преображение вознаграждается не счастьем и покоем, но смертью.
Такую вот непростую историю выбрал для постановки Кеннет МакМиллан. Зато она дает большой простор для трактовок, для разговора со зрителями. Сам МакМиллан считал, что Манон не столько боится, столько стыдится бедности. Бедность в то время была аналогом долгого, медленного умирания.
Для балерин исполняющих ведущую партию, также был большой простор в том, как относиться к своей героине. Вот цитата с официального сайта МакМиллана: "Антуанетта Сибли видела ее как девушку, которая позволила случиться с ней всему тому, что случилось. Она не интриганка, просто действует по обстоятельствам. Линн Сеймур сделала ее более безжалостной: она и ее брат «сделаны из одного теста, оба бандиты, используют все, что им нужно, чтобы добиться того, чего они хотят... она нарушила правила, и наказание разрушило ее ». Наталья Макарова понимала ее как существо, подвластное инстинктам, которое живет на данный момент, «извлекая из него все волнение, которое она может. В то же время она полностью осознает, что наступит день, когда она должна заплатить за это ... за удовольствие жить полной жизнью". Вероломная Манон Сильвии Гиллем использовала свое сексуальное очарование, чтобы выжить в мире, где доминируют мужчины. Несчастие Де Грие заключалось в том, что она очутился на ее пути, когда она обнаружила свою силу. Там, где Манон других балерин умирают как отчаявшиеся жертвы, нищие и измученные, Манон Сильвии Гиллем сражалась до конца, бросая вызов самой смерти."
Что же я увидела в МАМТ? Какую трактовку они выбрали?

3.<b>Спектакль. <b>И я взял и собрал людей и перетасовал их, и все они стали жить так, чтобы ты смеялась и плакала.</b></b>
Обыкновенное чудо. Однажды оно уже случилось со мной здесь, и теперь я ждала спектакля с особым волнением. Повторится ли со мной чудо, смогу ли я опять увидеть не просто отточенные движения под музыку, а драматическую историю любви, обмана, преданности и искупления? Погас свет, заиграла музыка. Главная героиня появляется на сцене не сразу... но вот и она! И как только я увидела ее, такую прелестную, нежную и лукавую, как она улыбается, бросая обольстительные взгляды на сопровождающего ее богатого господина (обязательно берите бинокль!)- я попала под ее очарование. Эрика Микиртичева последовательно показывает преображение своей героини. В первом действии она еще наивная юная девочка, только-только начинающая осознавать свою чувственность, свое очарование - и учиться ими пользоваться. Она лукаво играет с богатым господином, но затем искренно очаровывается страстным признанием де Грие (Денис Дмитриев). Их дуэт, под мелодию знаменитой Элегии - одно из самых завораживающих зрелищ, говорящих о юношеской любви. И мелодия из нежной, становится вдруг грозной, словно предупреждая о трагической развязке. И потом, когда брат и богатый господин Г.М. соблазняют ее нарядными платьями и драгоценностями, она любуется ими так по детски непосредственно. Во втором акте, Манон появляется на вечеринке в салоне мадам как настоящая принцесса. Она уже привыкла к роскоши, она знает себе цену, а еще она полностью осознала и развила свою чувственность. Ее танец с поклонниками, когда она переходит с одних рук на другие, и как бы ныряет на их руках - поражает своей откровенной сексуальностью, откровенностью. И все же ее тянет к де Грие. В конце второго действия, когда они вновь оказываются в его квартирке - он гневно срывает с ее руки драгоценный браслет, надетый ей на руку в первом действии господином Г.М., как знак того, что она им куплена. А в третьем действии, этот браслет вновь пытается ей надеть на руку надзиратель - и там это выглядит уже как кандалы. И Манон гневно отшвыривает его - она изменилась, физически она истощена, ее ноги подламываются, она вся подобна изломанному хрупкому цветку - но дух ее стал сильнее, она знает цену настоящей любви. Их финальный дуэт с де Грие трагичен, не красив - тут не до красоты уже, и все же в нем яснее всего видна сила Манон, она не сломлена, она борется за то настоящее, что как она поняла только теперь, у нее есть.
И остриженная, босая, изможденная и в рубище - она выглядит значительнее, и даже красивее, чем ослепительных нарядах второго действия.
Не знаю, скольких сил стоит балерина так показать развитие персонажа, прожить для нас трагическую жизнь на протяжении трех часов действия - но эти преображения по настоящему поражают.
Так я увидела эту историю, в постановке маэстро МакМиллана и в интерпретации <a href="https://stanmus.ru/performance/94" target="_blank">театра Станиславского и Немировича-Данченко.</a>.
В постановке есть еще много интересных сцен и красивых танцев. Большая и харАктерная роль у брата Манон - Леско (Сергей Мануйлов), очень мне понравился! Главарь попрошаек (Иннокентий Юлдашев), Мадам (Дарья Дариенко) - я получила истинное удовольствие глядя на их партии.
Драматические моментами удачно перемежаются забавными и интересными эпизодами.
Говорят, что у этой постановки есть полноценных четыре состава исполнителей - и на следующих спектаклях, которые будут в марте, будет уже другой состав.
Будет возможность сравнить, а как другие солистки видят свою героиню?
Рекомендую посмотреть!

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 10)

Рецензии

«Манон» в МАМТе: рецензия

Опера Массне, действие которой перенесено из XVIII века во Францию 60-х годов.

4 февраля 2016, Наталья Витвицкая

Читайте про другие
события

Статьи по теме

Другие спектакли / опера