Отзывы о "Катерина Измайлова"

Оценка редакции
Наталья Витвицкая
4 марта 2016

Катерина Измайлова

Парад оперных премьер в режиссуре драматических мэтров продолжила «Катерина Измайлова» Римаса Туминаса. Цельный и мощный спектакль о цене личной свободы и права на счастье. Рекомендуем даже тем, кто меломаном себя не считает и в музыкальные театры наведывается раз в год.

Произведение Дмитрия Шостаковича, признанное во всем мире, в своей стране заклейменное Сталиным (знаменитая статья «Сумбур вместо музыки» надолго закрыло опере сцену Большого театра). В постсоветской России «Катерину» ставили, но должного успеха она не имела. Зато с версией Римаса Туминаса, литовского мэтра, худрука Театра им. Вахтангова, успех случился безоговорочный. Несмотря на труднейшую музыкальную партитуру и мучительность лесковских истин, опера не кажется ни сложной, ни тяжеловесной.

В отличие от своих предшественников, Туминас не ставил спектакль «отдельно» от музыки. Партитуру выбрал во второй, менее радикальной редакции 1962 года (с «вырезанными» оттуда сценами сексуального исступления главных героев). Основной режиссерский посыл – философский. Перед нами не мещанская драма о преступной страсти купчихи и ее любовника. А высокая трагедия, впечатляющая мрачной красотой. Для Катерины любовь равна свободе от дурноты ее будничной бессмысленной жизни. Но свободе невозможной.

Заслуга постоянного соавтора режиссера – художника Адомаса Яцовскиса: идеально выстроенный, почти осязаемый мир душевной тесноты, в котором живет Катерина. На нее давят гигантские серые стены с окнами-бойницами, мрачная пустота двора, единственная скамейка у дубовых ворот, окованных железом. Во втором акте – это гигантские качели, на которых вповалку спят каторжане. Медленно и равнодушно раскачивается людское «море», пока Катерина умоляет любовника, ради которого она пошла на убийство мужа и свекра, не бросать ее. Со сцены каторги, к слову, спектакль начинается, ею же и заканчивается. Мысль простая и страшная: жизнь – вечное рабство.

Артистам в спектакле есть не только, что петь, но и, благодаря Туминасу, что играть. Всем предложены если не яркие характеры, то внятные образы: жестокий похотливый свекр, никчемный истеричный супруг. Главные герои: Катерина (ее роль отдана приглашенной певице, немке Наде Михаэль). Она в буквальном смысле чужая в «темном царстве», с прямой спиной, жаждущая настоящих чувств, пусть даже смертельно опасных. Сергей — бездушный «самец» с бритой головой и сильными руками, способными растерзать кого угодно (отличная работа британского тенора Джона Дашака).

Еще есть пустоголовая челядь, забавный отряд полицейских, заезжие итальянские клоуны, безмолвная масса каторжан в каких-то обносках… все они нужны Туминасу, чтобы усилить напряжение вокруг главных героев истории. Оттенить трагедии гротеском. Финал у оперы страшный. Катерина, осознав ужас очередной «несвободы» (любовнику понравилась другая женщина), убивает и соперницу, и себя. Отдельная удача этого совершенного с режиссерской точки зрения спектакля — оркестр под руководством Тугана Сохиева. Сдержанное, аскетичное (под стать режиссерскому стилю) звучание. Музыка как пульсируюшая мгла, окружающая Катерину. И одновременно приговор всему, что есть на земле святого и светлого.

Отзывы о «Катерина Измайлова»

Ирина , 13 ноября 2016, 02:28
Надя Михаэль исполняла свою партию с очень явным акцентом, не понятно ничего ни слушателем и, видно, ей самой, так как тоску "русской купчихи" передала плохо! Партия в её исполнении похожа на вой! Некоторые слова не понятны совсем, какие-то проглатывала, окончаний слов не имелось! Партию Сергея также исполняет иностранец Джон Дашак с акцентом, но не со столь критичным.. Относительно самой оперы соглашусь со Сталиным - сумбур + неприятное впечатление от наличия эротических сцен с задирание ног!

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Другие рецензии автора