Драматург и режиссер Василий Сигарев переписал, а затем поставил гоголевского «Вия» в «Табакерке». Главный посыл — все преступники будут наказаны.

Сигарева знают в основном по жестким, даже безжалостным киноработам «Волчок», «Жить» и др. Так что не ждите от его театрального дебюта осторожной интерпретации хрестоматийного текста и тем более вкрадчивой режиссуры. Автор он мрачный, и Гоголь его такой же. С изрядной долей «достоевщины».

Сигарева не интересует формат «ужастик для взрослых». В его «Вие» все события рационально объяснимы. Хома Брут — заурядный преступник, изнасиловавший и избивший Панночку до смерти. Двоих «помощников» Брута — ритора Тиберия Горобца и богослова Халяву — совесть замучила сразу. Вину Хомы приходится доказывать только ему самому. Всем остальным она очевидна, поэтому героя и держат в железной клетке. Ночью выпускают, но он не выходит, справедливо опасаясь мести Панночки. Кстати, ведьма она или нет — вопрос открытый. По ночам она пугает Хому, являясь ему как привидение. В гробу не летает, не беснуется, козней никаких не строит. В спектакле ее играет прекрасная актриса (жена и муза Сигарева) Яна Троянова. Немного жаль, что сцен с ее участием — раз два и обчелся. Но даже просто разгуливая по темной сцене в белых одеждах с завязанными глазами, нужное впечатление она производит.

Декорации в спектакле неожиданные. Никаких идиллических пейзажей и «тихих украинских ночей». Коробка сцены обита железом, по углам стоят гигантские клетки с тушками куриц и петухов. Мертвая птица еще и развешана повсюду на железных крюках. Приглушенный свет и странные шорохи по углам. Из еды для героев — только яйца. Пьяный Хома Брут и вовсе разбивает их о свою голову. «Яичная» сценография выглядит жутковато, если разобраться, не просто так. Петух, снесший яйцо, по славянским поверьям — воплощение дьявола. Впрочем, на этом мистика в спектакле заканчивается.

Появление монстра Вия — главная интрига. Раскрывать ее заранее мы не будем. Скажем только, что  режиссерское решение этой сцены абсолютно непредсказуемое, но вполне реалистичное. Оно полностью оправдывает сигаревскую логику — даже если не понимать, что натворил, возмездие наступит. Что ж, завидуем оптимизму автора и настоятельно рекомендуем купить билет.