В декабре оппозиционный «Театр.doc» в очередной раз оказался в опале: под предлогом незаконной перепланировки его выставили из подвала в Трехпрудном переулке. Теперь один из самых необычных театров Москвы переезжает в новое здание — особняк XVIII века на Разгуляе. Новую жизнь независимого театра изучила Наталья Витвицкая

Doc, занимавший крошечный подвал в Трехпрудном переулке, всегда считался уникальным театром. Ответ на вопрос, куда пойти посмотреть что-нибудь актуальное, последние 12 лет был очевиден — в «Театр.doc». Только там шел спектакль о деле Магнитского, и только там мог быть придуман «БерлусПутин». Doc вырастил Вырыпаева, Гацалова, Дурненковых, Курочкина, Денисову. Само понятие «документальный театр» и смежное с ним «вербатим» проще всего было объяснить не словами, отведя интересующегося в знаменитый подвал. Несмотря на тесноту, тут всегда был аншлаг: зрители теснились на подоконнике, на полу и даже по краям сцены.

В конце прошлого года под сомнительным предлогом Doc был изгнан из своего помещения. Якобы арендаторы (то есть театр) незаконно перепланировали что-то внутри подвала. Отчаянные попытки директора Елены Греминой и драматурга Михаила Угарова выяснить, в чем заключаются нарушения и где доказательства, успехом не увенчались. Пол-января Doc играл спектакли нелегально — зрители заходили в театр через второй вход. Часть спектаклей, по словам самих «доковцев», гастролировала по Москве: помощь предложили «Гоголь-центр», арт-галерея ЮВС на Покровке, Зверевский центр современного искусства, коворкинг «Свободное плавание», ДК им. Александра Петлюры, театр-клуб «Мастерская». И до того, как откроется новое здание, многие спектакли Doc будут идти на этих площадках.

Особняк XVIII века на Разгуляе театр нашел сам. Интересно, что когда-то усадьбой владел московский генерал-губернатор Закревский, муж светской красавицы Аграфены Федоровны, которой посвящали свои стихи и поэмы лучшие поэты Золотого века: Пушкин, Баратынский, Вяземский. Сегодня это заброшенное здание с мусорными завалами и голыми стенами. Впрочем, его восстановлением активно занимаются добровольцы: кто-то отвечает за еду на «стройплощадке», кто-то — за закупку касок и респираторов. Открытие намечено на 14 февраля. Среди ближайших спектаклей — «Болотное дело» Полины Бородиной (реж. Елена Гремина); платоновский «Пир» (реж. Сева Лисовский); «Сироты» Артема Материнского (реж. Варвара Фаэр), свидетельский спектакль с бывшими заключенными, фестиваль молодой драматургии «Любимовка». Курс, понятное дело, прежний — Doc продолжает дразнить спектаклями о драматичных реалиях современной российской жизни.

Елена Гремина, директор театра: «То, что произошло, — огромная травма для всех нас. Но надо уметь держать удар, и мы стараемся. Сами нашли и арендовали новое здание, сами будем платить за аренду. Смысл сегодняшних „гастролей“ — хотя мы пока что бездомные, но играем — несмотря ни на что».


Спектакли «Театра.doc» в Москве
«Кастинг», 29 января, ЧТ
«Узбек», 30 января, ПТ
«Обними меня», 31 января, СБ
Коворкинг «Свободное плавание», Варшавское ш., 28А, (916) 653-09-89, (916) 503-34-73
Билеты: 500—1000 р.


Как помочь «Театру.doc»?
1. Купить билет на спектакли в январе:
www.teatrdoc.ru/
2. Принять участие в «народной стройке» — быстром ремонте нового помещения на Разгуляе.