Наталья Витвицкая
16 апреля 2014

Классика на новый лад

Если вы не хотите уснуть в зрительном зале за просмотром очередной версии «Мертвых душ» или любого другого произведения из обязательного списка литературы, обратите внимание на спектакли, режиссеры которых «перекроили» знакомые тексты, как им вздумалось. VashDosug.ru выбрал для вас самые эпатажные постановки, о которых сегодня спорят критики. К спорам — можно так «обращаться» с классикой или все-таки нельзя — можете присоединиться и вы.

«Идеальный муж»
МХТ им. Чехова

Самый главный хит от Константина Богомолова , режиссера, прославившегося именно вольным обращением с классикой, — пятичасовая комедия якобы по Оскару Уайльду (его Богомолов «скрестил» и с Шекспиром, и с Чеховым, и с полублатными хитами русского шансона). Здесь разгадывать режиссерскую концепцию не придется: с первых минут действия ясно, что спектакль — злая пародия на современную Россию. По Уайльду некая авантюристка миссис Чивли грозит политическому деятелю Роберту Чилтерну разоблачением его прекрасной репутации. Мол, в ее руках доказательство государственной измены. Богомолов отредактировал все таким образом, что миссис Чивли превратилась у него в Миссию Чивли (Марина Зудина), владелицу заводов по производству «резиновой хрени». А госдеятельЧилтерн — в министра Роберта Тернова (Алексей Кравченко), возлюбленного известного певца Лорда (Игорь Миркурбанов) и одновременно — примерного супруга некоей Гертруды (Дарья Мороз). Последняя тоже занимается «резиновым» бизнесом, в ее руках — тендер на производство «хрени». Но тендер нужен и Миссии. Ее главный козырь в этой борьбе — разоблачительное видео гей-любви Роберта и Лорда. Если вы ничего не имеет против шуток про религию, геев, Путина и псевдорублевских шлюх, вам точно сюда. Такого Уйальда в театре вы точно еще не видели!

«Электра»
Театр Наций

Спектакль Тимофея Кулябина действует, как электрошок. Во-первых, сюжет древнегреческой трагедии режиссер перенес в здание современного аэропорта. Во-вторых, на сцене скорее буднично, чем пафосно, происходят убийства. Электра (ее играет Юлия Пересильд) уговаривает объявившегося брата Ореста отомстить палачам их отца — собственной матери Клитемнестре и правящему вместе с ней любовнику Эгисфу. И хотя процесс умертвления не покажут, от шокирующей картинки вы никуда не денетесь. По транспортеру с чемоданами выкатится на сцену окровавленное тело убитого отчима. Потом четверть часа Электра будет над ним измывается — обливать вином, тушить о голову врага окурки и т. д. и т. п. Ближе к финалу детки умертвят и мать. Зачем эти садистские ужасы? — спросите вы. За тем, что в рамках режиссерской концепции они более чем логичны. Заимствовав у древнегреческого классика тему конфликта «человек и воля богов», Кулябин поставил спектакль про то, что Бога нет и никогда не было. И ни одно убийство на этой земле никем и ничем не оправдано.

«Мертвые души»
Гоголь-центр

«Мертвые души» Серебренникова логически связаны с его мхатовскими постановками (совсем не классическими спектаклями «Мещане», «Лес», «Господа Головлевы»), — они как бы ставят точку в рассуждениях режиссера о России и реалиях, одинаковых во все времена. На этот раз режиссер разоблачил главную национальную черту— иррациональность. Поэтому героя у него играет Один Байрон, американец, окончивший Школу-студию МХТ и успешно работающий в Сатириконе. Похождения Чичикова — это путешествие иностранца в Россию. Деловитого, собранного, но, увы, абсолютно неприспособленного к русской народной жизни. В стране, в которую он приехал «проворачивать дела», переабсурдить абсурд — испокон веков национальная забава. Чем маниловы-ноздревы-коробочки-плюшкины и иже с ними и занимаются. Кстати, все вышеперечисленные у Серебренникова вполне себе современны. Ноздрев — эдакий «пахан» в трениках, с оравой своих ребят, переодетых гоголевскими борзыми щенками. Собакевич— гэбист со стажем, Коробочка — сумасшедшая похотливая вдова, Плюшкин — опустившийся пенсионер со взглядом маньяка. Манилов — манерный лицемер с далеко идущими планами... Но какой бы неклассической ни была режиссерская трактовка, буквально всё в этом спектакле совсем, как у Гоголя: когда страшно до жути и смешно до колик одновременно.

«Враг народа»
Театр им. Маяковского

Актуализировать пьесу Ибсена Саше Денисовой и режиссеру Никите Кобелеву практически не пришлось — темы, затронутые основателем «новой драмы», современны как никогда: почему все решает большинство, какова цена конфронтации с этим самым большинством, отчего абсолютно всё в стране продаётся и покупается. Однако сегодня «просто так» ставить Ибсена режиссёрам неинтересно, поэтому «Врага народа» решено было переписать. Местом действия стал не норвежский провинциальный город конца 19 века, а российский провинциальный город века 21-ого. Итак, не так давно в нём (не без помощи корыстных инвесторов) открылся лечебный центр. Благодаря рекламе местной минеральной воды в новообразовавшуюся здравницу повалили туристы. Совсем некстати врач и эколог Томас Стокман — обнаружил в «золотоносной» воде смертельно опасный яд. Его открытие вызвало бурю протестов со стороны власть имущих. Как ни старался герой доказать, что процветание города зиждется на преступлении против здоровья его граждан, рот ему все ж-таки заткнули. «Поход за правдой» закончился трагически — доктор погиб. Посыл такой «русской» трактовки ясен — мы живем в обществе, гниющем изнутри. И что со всеми нами будет в будущем, — большой вопрос.

«Фрекен Жюли»
Театр Наций

Томас Остермайер, знаменитый немецкий режиссер, поставил пьесу Стриндберга про аристократку, отдавшуюся лакею, на современный лад. Старомодный сюжет перенесен в московские реалии (инсценировка Михаила Дурненкова), — дочь олигарха спит с водителем отца и мучается от безделья и одиночества. Остросоциальную драму, разыгрывает ярчайшая пара московской сцены Чулпан Хаматова и Евгений Миронов.

Режиссерский взгляд, кажется, достал до самой сути новорусских будней. У Стриндберга Жюли разрывалась между страстью к Жану и брезгливостью, вызванной разницей в их положении и происхождении. У Остермайера Жюли просто не знает, куда себя деть. Она с истеричной запальчивостью кидается в гущу новогодней тусовки, поддавшись пьяному порыву оказывается в постели у водителя. Наконец, хочет ехать с ним в Индию, но вместо этого оказывается в зимнем саду с заряженным пистолетом у виска. Умный и страшный спектакль вскрывает даже не неравенство (кому оно было важно, если случалась любовь?), а духовную импотенцию сегодняшнего общества. Мало кто способен на поступок, и никто — на любовь и сочувствие.

Отзывы о «Классика на новый лад»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

6 ноября (вт) | 19:00 | РАМТ, драма 6 ноября (вт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

8 ноября (чт) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 8 ноября (чт) | 19:00

Гениальная опера Моцарта в постановке Александра Тителя.

20 октября (сб) | 19:00 | Московский театр юного зрителя, драма 20 октября (сб) | 19:00

Пронзительный и грустный спектакль о цене расставаний.

2 ноября (пт) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, драма 2 ноября (пт) | 19:00

Главный хит Юрия Бутусова о том, как трудно быть добрым.

31 октября (ср) | 19:00 | Театр имени Моссовета, драма 31 октября (ср) | 19:00

Философский спектакль-спор о том, какого правителя ждет Россия.

31 октября (ср) | 19:00 | Мастерская Петра Фоменко, драма 31 октября (ср) | 19:00

Лирический спектакль Фоменко не про войну, а про мир.

10 ноября (сб) | 19:00 | Большой театр, балет 10 ноября (сб) | 19:00

Хит Большого с благообразно-сказочным сюжетом и жестковатой начинкой.

30 октября (вт) | 20:00 | Школа драматического искусства, драма 30 октября (вт) | 20:00

11 ноября (вс) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 11 ноября (вс) | 19:00

Актуальная трагикомедия о «маленьком человеке».

28 октября (вс) | 19:00 | Московский театр юного зрителя, драма 28 октября (вс) | 19:00

Трагикомедия о купидоне, внезапно оказавшемся в советской действительности.

23 октября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 23 октября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

30 октября (вт) | 19:00 | Театр наций, драма 30 октября (вт) | 19:00

Миронов, Хаматова, Боярская в очень современной версии чеховской пьесы.