Наталья Витвицкая
4 июля 2014

Не наша Маша

В Театр Моссовета — премьера. Спектакль по роману Владимира Набокова «Машенька» поставил молодой режиссер Иван Орлов.

Свою знаменитую сцену «Под крышей» Театр Моссовета не первый сезон отдает на откуп молодым режиссерам. Здесь состоялись премьеры «Циников» и «Эстетов» Сергея Аронина, «Дон Жуана» Андрея Шляпина. Спектакли разной степени удачливости, но отнюдь не проходные. Еще один спектакль в рамках новой и замечательной традиции — набоковская«Машенька» в постановке Ивана Орлова.

Изначально за Набокова брался режиссер Александр Суворов (он трагически погиб), затем в работу включился совсем молодой выпускник мастерской Леонида Хейфеца Иван Орлов. Его спектакль – музыкальная драма, сделанная с тонким вкусом. Режиссеру удалось передать уникальную набоковскую интонацию тоски по молодости и потерянной родине, не впадая при этом в мелодраму и пафос. Действию аккомпанирует инструментальный ансамбль, звучит музыка Олега Каравайчука и группы The Retuses.

Эмигрант Ганин (внутреннюю неустроенность которого так точно и уверенно сыграл стажер МХТ Иван Ивашкин), видит фотографию Машеньки, своей первой любви, у соседа по пансиону в Берлине. Его будоражат светлые воспоминания юности, проведенной в России. Первая встреча, робкий поцелуй, дачные прогулки, последнее свидание, письма друг другу (Ганин расстался с Машенькой, когда началась Гражданская война)… Машеньку страстно играет неожиданная в хулиганском образе девочки-пацанки Надежда Лумпова. Однако в какой­то момент герой понимает, что прошлое должно остаться в прошлом, и покидает пансион, не дождавшись приезда девушки, которая теперь чужая жена.

Очень важен в этой истории взросления образ еще одного соседа Ганина, литератора Потягина. Его играет главный герой всех хитов Някрошюса знаменитый литовец Владас Багдонас. В его трактовке Подтягин не просто нелепый скиталец без будущего, это трагическая фигура. Грандиозный талант, растраченный зря. Мощный человек, оказавшийся на обочине судьбы. В финале он умирает: старый поэт, который пишет о березках и осинах, оставшихся на родине, в Берлине никому не нужен. Кроме того, нужных виз ему не достать, и паспорт потерян. Сцены агонии — одни из самых пронзительных в спектакле. Подтягин-Багдонас катает по кругу огромную бобину, последний мощный толчок, и она пробивает ржавую декорацию, отгораживающую сцену от закулисья.

Кстати, о декорациях. Нельзя не отметить работу художника Алексея Лобанова, который заключил камерное пространство зала в листы ржавого железа и ненавязчивые конструкции из перекошенных балок. Железная кровать с сеткой, громоздкая деревянная катушка для каната, служащая то обеденным столом, то ложем для влюбленных, — вот и всё, что видит зритель. Атмосфера жизни на перевалочном пункте, гнетущая, мрачная. Она идеально отражает состояние героев, которые только­только начинают осознавать, что всё временное в их судьбе давно уже сама судьба и есть. Родина далеко, и счастье недостижимо.

Иван Ивашкин. Молодой, но уже заметный актер. В 2012 году окончил РАТИ-ГИТИС (мастерская Хейфеца) и был принят в стажёрскую группу МХТ им. Чехова. Играет в спектаклях: «Каренин» (реж. Мейкшанс), «Белоснежка и семь гномов» (реж. Миронов),«Мастер и Маргарита (реж. Сас), «Соломенная шляпка из Италии» (реж. Буве). Любители кино помнят его в фильмах «Елки 3»,«Гагарин», «Глухарь» и др.

Яркая актриса, ставшая знаменитой после спектакля «История мамонта» (по роману Иванова «Географ глобус пропил»).Окончила РАТИ-ГИТИС (Мастерская Олега Кудряшова). Критики заметили ее в спектаклях Мастерской — «Униженные и оскорбленны»,«Печальная история одной пары». Сегодня Надежда Лумпова сотрудничает с театром «Практика». Спектакли-хиты с ее участием «Бабушки» и «Золушка». Снималается в кино- и телефильмах: «Тульский-Токарев», «Шиповник», «Все к лучшему», «Ласточкино гнездо», «В спорте только девушки» и др.

Владас Багдонас. Главный актер самого Эймунтаса Някрошюса. Лауреат Государственной премии СССР, Национальной премии Литвы, премии Станиславского «За вклад в развитие мирового театрального искусства» и др. В 1970 году окончил актерский факультет Вильнюсской консерватории, актер Вильнюсского театра «Meno Fortas». Среди самых известных ролей — Сальери («Маленькие трагедии»), Тузенбах («Три сестры»), Отелло («Отелло»), Фауст («Фауст» ). Снималется в кино- и телефильмах: «Иди и смотри», «Тринадцатый апостол», «Дом дураков», «Край», «Покушение», «Парень с Марса», «Дирижер» и др.

Отзывы о «Не наша Маша»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

Ср, 29 ноя | Московский театр юного зрителя, драма Ср, 29 ноя

Мрачный спектакль Камы Гинкаса с Елизаветой Боярской в главной роли.

Вс, 26 ноя | Театрально-концертный зал «Дворец на Яузе», драма Вс, 26 ноя

Трагикомедия о запоздалой встрече разлученных войной влюбленных.

Пт, 1 дек | Большой театр, опера Пт, 1 дек

Грандиозная опера Шостаковича в сдержанной версии Римаса Туминаса.

Пт, 1 дек | Театр им. Евг. Вахтангова (Новая сцена) Пт, 1 дек

Нескучная версия хрестоматийной пьесы про потребность личной свободы.

Сб, 25 ноя | Гоголь-центр, драма Сб, 25 ноя

Константин Богомолов играет в спектакле Кирилла Серебренникова.

Пн, 27 ноя | Театр им. А.С. Пушкина, драма Пн, 27 ноя

Взрывной спектакль-кабаре о непростом выборе между социальным долгом и обывательским счастьем.

Пн, 27 ноя | Электротеатр Станиславский, драма Пн, 27 ноя

Радикальный спектакль Константина Богомолова по философскому роману Томаса Манна.

Премьера

Сб, 25 ноя | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балет Сб, 25 ноя

Одноактные балеты великих хореографов.

Новый иммерсивный спектакль «Пиковая дама» и другие постановки Москвы. Куда пойти и как выглядеть на главных премьерах сезона?

Премьера

Вс, 26 ноя | МХТ им. А. П. Чехова, драма Вс, 26 ноя

Мифы революционной утопии в спектакле Александра Молочиникова.

Опера по Евангелию, театр-цирк и и другие спектакли, которые шокируют даже подготовленных театралов.

Сб, 25 ноя | Барвиха Luxury Village, балет Сб, 25 ноя

Юбилейная программа из фрагментов популярных балетов.