Наталья Витвицкая
4 июля 2014

Не наша Маша

В Театр Моссовета — премьера. Спектакль по роману Владимира Набокова «Машенька» поставил молодой режиссер Иван Орлов.

Свою знаменитую сцену «Под крышей» Театр Моссовета не первый сезон отдает на откуп молодым режиссерам. Здесь состоялись премьеры «Циников» и «Эстетов» Сергея Аронина, «Дон Жуана» Андрея Шляпина. Спектакли разной степени удачливости, но отнюдь не проходные. Еще один спектакль в рамках новой и замечательной традиции — набоковская«Машенька» в постановке Ивана Орлова.

Изначально за Набокова брался режиссер Александр Суворов (он трагически погиб), затем в работу включился совсем молодой выпускник мастерской Леонида Хейфеца Иван Орлов. Его спектакль – музыкальная драма, сделанная с тонким вкусом. Режиссеру удалось передать уникальную набоковскую интонацию тоски по молодости и потерянной родине, не впадая при этом в мелодраму и пафос. Действию аккомпанирует инструментальный ансамбль, звучит музыка Олега Каравайчука и группы The Retuses.

Эмигрант Ганин (внутреннюю неустроенность которого так точно и уверенно сыграл стажер МХТ Иван Ивашкин), видит фотографию Машеньки, своей первой любви, у соседа по пансиону в Берлине. Его будоражат светлые воспоминания юности, проведенной в России. Первая встреча, робкий поцелуй, дачные прогулки, последнее свидание, письма друг другу (Ганин расстался с Машенькой, когда началась Гражданская война)… Машеньку страстно играет неожиданная в хулиганском образе девочки-пацанки Надежда Лумпова. Однако в какой­то момент герой понимает, что прошлое должно остаться в прошлом, и покидает пансион, не дождавшись приезда девушки, которая теперь чужая жена.

Очень важен в этой истории взросления образ еще одного соседа Ганина, литератора Потягина. Его играет главный герой всех хитов Някрошюса знаменитый литовец Владас Багдонас. В его трактовке Подтягин не просто нелепый скиталец без будущего, это трагическая фигура. Грандиозный талант, растраченный зря. Мощный человек, оказавшийся на обочине судьбы. В финале он умирает: старый поэт, который пишет о березках и осинах, оставшихся на родине, в Берлине никому не нужен. Кроме того, нужных виз ему не достать, и паспорт потерян. Сцены агонии — одни из самых пронзительных в спектакле. Подтягин-Багдонас катает по кругу огромную бобину, последний мощный толчок, и она пробивает ржавую декорацию, отгораживающую сцену от закулисья.

Кстати, о декорациях. Нельзя не отметить работу художника Алексея Лобанова, который заключил камерное пространство зала в листы ржавого железа и ненавязчивые конструкции из перекошенных балок. Железная кровать с сеткой, громоздкая деревянная катушка для каната, служащая то обеденным столом, то ложем для влюбленных, — вот и всё, что видит зритель. Атмосфера жизни на перевалочном пункте, гнетущая, мрачная. Она идеально отражает состояние героев, которые только­только начинают осознавать, что всё временное в их судьбе давно уже сама судьба и есть. Родина далеко, и счастье недостижимо.

Иван Ивашкин. Молодой, но уже заметный актер. В 2012 году окончил РАТИ-ГИТИС (мастерская Хейфеца) и был принят в стажёрскую группу МХТ им. Чехова. Играет в спектаклях: «Каренин» (реж. Мейкшанс), «Белоснежка и семь гномов» (реж. Миронов),«Мастер и Маргарита (реж. Сас), «Соломенная шляпка из Италии» (реж. Буве). Любители кино помнят его в фильмах «Елки 3»,«Гагарин», «Глухарь» и др.

Яркая актриса, ставшая знаменитой после спектакля «История мамонта» (по роману Иванова «Географ глобус пропил»).Окончила РАТИ-ГИТИС (Мастерская Олега Кудряшова). Критики заметили ее в спектаклях Мастерской — «Униженные и оскорбленны»,«Печальная история одной пары». Сегодня Надежда Лумпова сотрудничает с театром «Практика». Спектакли-хиты с ее участием «Бабушки» и «Золушка». Снималается в кино- и телефильмах: «Тульский-Токарев», «Шиповник», «Все к лучшему», «Ласточкино гнездо», «В спорте только девушки» и др.

Владас Багдонас. Главный актер самого Эймунтаса Някрошюса. Лауреат Государственной премии СССР, Национальной премии Литвы, премии Станиславского «За вклад в развитие мирового театрального искусства» и др. В 1970 году окончил актерский факультет Вильнюсской консерватории, актер Вильнюсского театра «Meno Fortas». Среди самых известных ролей — Сальери («Маленькие трагедии»), Тузенбах («Три сестры»), Отелло («Отелло»), Фауст («Фауст» ). Снималется в кино- и телефильмах: «Иди и смотри», «Тринадцатый апостол», «Дом дураков», «Край», «Покушение», «Парень с Марса», «Дирижер» и др.

Отзывы о «Не наша Маша»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

17 февраля (вс) | 18:00 | Гоголь-центр, драма 17 февраля (вс) | 18:00

Школьный роман-воспитание, вписанный в мрачные реалии сегодняшней Москвы.

22 февраля (пт) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 22 февраля (пт) | 19:00

Веселый спектакль о судьбе двух сестёр.

3 марта (вс) | 19:00 | Театр им. Ермоловой, драма 3 марта (вс) | 19:00

Спектакль о сущности актерской профессии. В главных ролях Владимир Андреев и Валентин Гафт.

16 февраля (сб) | 19:00 | Большой театр, балет 16 февраля (сб) | 19:00

Одноактные балеты Джорджа Баланчина: все звезды Большого на одной сцене.

22 февраля (пт) | 19:00 | Et Cetera, драма 22 февраля (пт) | 19:00

Саунд-драма о неизбывной русской тоске.

20 февраля (ср) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского. Сцена на Сретенке, драма 20 февраля (ср) | 19:00

Энергичный спектакль Карбаускиса о миграции и терроризме.

20 февраля (ср) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 20 февраля (ср) | 20:00

Лиричная фантазия по книге стихов русского поэта Серебряного века Михаила Кузмина.

26 марта (вт) | 19:00 | Театр наций, драма 26 марта (вт) | 19:00

Ингеборга Дапкунайте в роли «русской Дитрих» — Любови Орловой.

27 февраля (ср) | 19:00 | Большой театр, балет 27 февраля (ср) | 19:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

13 марта (ср) | 19:00 | Большой театр, опера 13 марта (ср) | 19:00

Редкая опера Генделя в режиссуре самого радикального оперного режиссера планеты Кэти Митчелл.

14 марта (чт) | 20:00 | Театр наций, драма 14 марта (чт) | 20:00

Новая пьеса Михаила Дурненкова в радикальной постановке Марата Гацалова.

22 февраля (пт) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 22 февраля (пт) | 20:00

Чулпан Хаматова и Инга Оболдина в хореографической фантазии про женщин.