Наталья Витвицкая
30 сентября 2013

«Тангейзер»: выбирай и властвуй

МАМТ «замахнулся» на Вагнера.

Юбилей великого композитора (200 лет со дня рождения) МАМТ решил отметить грандиозной премьерой «Тангейзера». Мало того, что опера в Москве не ставилась почти век, сам «Стасик» за Вагнера никогда не брался. Глобальность философско-музыкальных замыслов и ничем не прикрытый мистицизм великого немца предполагает титанические усилия от режиссера, дирижера и всех без исключения артистов. Да и с реакцией публики угадать трудно. Тем не менее, театр решился. И правильно сделал.

Режиссером «Тангейзера» стал Андрейс Жагарс, известный опероманам режиссер и экс-директор Латвийской оперы. Вместе с ним в столицу приехали художник-постановщик Андрис Фрейбергс и художник по костюмам Кристине Пастернака. Хореографию ставил Раду Политкару. Вместе они превратили историю про душевные терзания средневекового рыцаря Тангейзера в историю о вечной борьбе добра и зла. Биполярность человеческой стремлений отражена не только во внешнем сюжете (герой никак не может выбрать между греховными удовольствиями в объятиях богини любви Венеры и христианским смирением и чистотой своей земной возлюбленной Елизаветы). Жагарс объединил две редакции оперы, сцены в гроте Венеры поставил во французской, а все остальные — в немецкой. Тем самым подчеркнув разницу между людьми из разных миров. Мир французский — чувственный, эффектный, манкий. Мир немецкий — это мир добропорядочности, строгой разборчивости и силы воли. Декорации и костюмы также сработали на эту идею: сначала жаркая атмосфера французской оранжереи (и, соответственно, откровенные наряды куртизанок), а затем прохлада зала в немецкой библиотеке (здесь платья героев выдержаны в серо-черной гамме, донельзя строгой, почти сердитой). В библиотеке происходит состязание рыцарей (тот из них, кто лучше воспоет любовь, получит в жены девственную Елизавету), там же Тангейзер с жаром превозносит вожделение. Плюнув в душу добропорядочным бюргерам, он, проклинаемый всеми, бежит в Рим упрашивать Папу отпустить ему грехи. Елизавета молит о том же самом господа Бога. И если Папа непреклонен, то Бог отвечает невинной девушке — он прощает Тангейзера в обмен на жизнь его возлюбленной. В момент, когда Тангейзер понимает это, он умирает сам.

Насквозь символичный сюжет Жагарс и его команда перенесли во время композитора, никаких других кардинальных решений для постановки в МАМТе он придумывать не стал. Его можно понять — режиссерская сдержанность в музыкальном театре сегодня редкость. И она нравится публике, с радостью внимающей грандиозной музыке вместо того, чтобы пытаться понять, что творится на сцене. А музыка Вагнера, несмотря на все недочеты исполнения действует гипнотически. Партитура счастливо избежала сокращений, расслышать можно было абсолютно всех артистов. Валерий Микицкий (Тангейзер) ранее в партиях первого плана замечен не был. Тем грандиознее выглядит его дебют в качестве главного героя, — пускай ему не всегда хватает голоса, зато актерской харизмы не занимать. Совершенно потрясающе прозвучал хор (песня пилигримов). Да и оркестр по большому счету справился. Неудачной (затянутой и неаккуратной) вышел только танцевальный пролог в исполнении артистов театра «Балета Москвы» (танцевали они непотребства в гроте Венеры). В остальном же первый «Тангейзер» в столице — это однозначный успех, за которым стоит титанический труд всей труппы.

Отзывы о ««Тангейзер»: выбирай и властвуй»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

12 августа (вс) | 19:00 | Школа драматического искусства, драма 12 августа (вс) | 19:00

Щедро сдобренный черным юмором театральный комикс.

22 июля (вс) | 19:00 | Мастерская Петра Фоменко, драма 22 июля (вс) | 19:00

Булгаковский фельетон о театральном закулисье с Кириллом Пироговым в главной роли.

23 августа (чт) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 23 августа (чт) | 19:00

Блистательная комедия о том, как трудно быть артистом.

10 августа (пт) | 19:00 | Театр на Малой Бронной, драма 10 августа (пт) | 19:00

Пронзительная трагикомедия о любви, которой может быть слишком много.

25 июля (ср) | 19:00 | Театр Романа Виктюка, драма 25 июля (ср) | 19:00

Легендарный спектакль Романа Виктюка.

6 августа (пн) | 19:00 | Новая опера, опера 6 августа (пн) | 19:00

Постановка, которая дает понять, что такое вердиевский оперный театр – со страстями, слезами, нежностью и чудом пения.

23 июля (пн) | 19:00 | Мастерская Петра Фоменко, драма, комедия 23 июля (пн) | 19:00

Суперхит фоменок по «школьной» пьесе Александра Островского.

Выбор редакции

18 июля (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 18 июля (ср) | 19:00

Хибла Герзмава в роли Медеи.

18 июля (ср) | 19:00 | Театр имени Моссовета, драма 18 июля (ср) | 19:00

Чудный Островский с Евгением Стебловым в роли богатого московского купца.

18 августа (сб) | 20:00 | Школа драматического искусства, драма 18 августа (сб) | 20:00

Спектакль Игоря Яцко, в котором карточных шулеров играют женщины.

28 июля (сб) | 19:00 | Театр имени Моссовета, драма 28 июля (сб) | 19:00

Аккуратная версия знаменитого романа с Екатериной Гусевой в роли Настасьи Филипповны.

24 июля (вт) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 24 июля (вт) | 20:00

Радикальный спектакль Константина Богомолова по философскому роману Томаса Манна.