Наталья Витвицкая
1 апреля 2013

«Квартира» и «Весна священная» в Большом

В честь Стравинского перекрыли воду и «поджарили» младенца.

В Большом стартовал масштабный проект, ознаменовавший начало празднования 100-летия со дня первой постановки «Весны священной». Первыми в списке поздравителей оказался легендарный хореограф Матс Эк (до сегодняшнего дня столичным балетоманам незнакомый) и завсегдатай «Золотой маски» — хореограф из Екатеринбурга и руководитель труппы «Провинциальные танцы» Екатерина Баганова. Первый перенес на сцену Большого собственный балет 13-летней давности («Квартира»), вторая поставила версию главного балета Стравинского. Обе премьеры, несмотря на громкую рекламу и закономерные ожидания публики, открытием не стали. Скорее ярким шоу.

«Весна священная» — знаковый балет. С него началась эра новаторства в танцевальном искусстве. А потому те, кто купил билеты на спектакли фестиваля «Век „Весны священной“ — Век модернизма» не должны были особенно удивиться, когда занавес открылся — и они увидели... биде. Эк ничего нового для русской версии своего балета не придумывал, его «Квартира» — это по-прежнему странные трагикомичные танцы возле и с этим самым биде, а еще....телевизором, газовой плитой и дверью. Кто-то скажет «абсурд в действии», другой разглядит внятную концепцию — мол, это про коммунальный быт. Или про разобщенность. Или про одиночество в толпе. На самом деле все концепции летят к чертям, когда начинает звучать музыка шведской группы Fleshquartet. Будем честны — биде на сцене сегодня уже ни разу не эпатаж. Но под звуки причудливой смеси джаза с тяжелым роком оно очень даже смотрится. Как элемент без пяти минут эстрадного шоу. И вот в нем-то как раз и обугленные младенцы из печки (как символ сгоревших чувств) и коллективные ирландские танцы с пылесосами, вполне понятны и даже оправданы.

Что касается «Весны священной» Татьяны Багановой, то это тоже не совсем балет. Баганова работала в тандеме с питерским художником Александром Шишкиным. Увы, буйство его фантазии затмило хореографические изыскания коллеги. Глядя на сцену, за танцами (к слову, редкими и вполне традиционными для багановского экспрессивного стиля) следить как-то и не хотелось. А вот за метаморфозами сценографии очень даже.

За основу в этом действии взята идея — «человечество мучает жажда». Шишкин эту идею буквализировал: установил на сцене гигантских размеров кран, из которого течет не вода, а песок. Также на этом кране виснет надувная капля — видимо, последняя. Парни-танцоры то и дело пытаются вскопать пол, а девушки поэффектнее вываляться в песочной пыли. Над всеми этим гордо реет нереальных размеров бумажный флаг-портрет. Изображено на нем какое-то очкастое чудовище. Наверное, именно оно не дает людям воды. Еще публике показывают задворки какой-то странной лаборатории, стеклянные банки и огромное нечто, похожее на корыто... Объяснить необходимость данных предметов на сцене, не представляется возможным. Как и то, что в финале у Багановой нет смерти (как у Стравинского). Совсем наоборот — на измочаленных артистов льется благодатный дождь. А, впрочем, смотрится эффектно. И никакой Стравинский не нужен.

фото Дамира Юсупова/пресс-служба Большого театра
 

Отзывы о ««Квартира» и «Весна священная» в Большом»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

22 февраля (пт) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 22 февраля (пт) | 19:00

Веселый спектакль о судьбе двух сестёр.

3 марта (вс) | 19:00 | Театр им. Ермоловой, драма 3 марта (вс) | 19:00

Спектакль о сущности актерской профессии. В главных ролях Владимир Андреев и Валентин Гафт.

22 февраля (пт) | 19:00 | Et Cetera, драма 22 февраля (пт) | 19:00

Саунд-драма о неизбывной русской тоске.

Премьера

24 февраля (вс) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 24 февраля (вс) | 19:00

Ремейк знаменитого спектакля Олега Табакова о судьбе скрипача-еврея в 30-ые годы XX века.

20 февраля (ср) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, Театр им. Вл. Маяковского. Сцена на Сретенке, Театр им. Вл. Маяковского (филиал на Сретенке), драма 20 февраля (ср) | 19:00

Энергичный спектакль Карбаускиса о миграции и терроризме.

20 февраля (ср) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 20 февраля (ср) | 20:00

Лиричная фантазия по книге стихов русского поэта Серебряного века Михаила Кузмина.

26 марта (вт) | 19:00 | Театр наций, драма 26 марта (вт) | 19:00

Ингеборга Дапкунайте в роли «русской Дитрих» — Любови Орловой.

27 февраля (ср) | 19:00 | Большой театр, балет 27 февраля (ср) | 19:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

13 марта (ср) | 19:00 | Большой театр, опера 13 марта (ср) | 19:00

Редкая опера Генделя в режиссуре самого радикального оперного режиссера планеты Кэти Митчелл.

Выбор редакции

21 марта (чт) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 21 марта (чт) | 20:00

Рассказ Юрия Мамлеева «Жених» и фрагменты повести Чехова «Степь»в одном спектакле.

14 марта (чт) | 20:00 | Театр наций, драма 14 марта (чт) | 20:00

Новая пьеса Михаила Дурненкова в радикальной постановке Марата Гацалова.

22 февраля (пт) | 20:00 | Гоголь-центр, драма 22 февраля (пт) | 20:00

Чулпан Хаматова и Инга Оболдина в хореографической фантазии про женщин.