Наталья Витвицкая
25 февраля 2013

«Идеальный муж. Комедия»: что будет после смеха

На сцене МХТ — провокационный спектакль о современной России.

Режиссер Константин Богомолов взял на себя смелость поставить спектакль, который легко приравнять к акту протеста. Против сегодняшней власти, против двойной морали, против тотальной лжи. Его «Идеальный муж» — это такой новый Уальд. По-прежнему восхитительно дерзкий, но уже не изящный и ни разу не светский. Движущей силой спектакля является злость, целью — обличение, а формой — провокация. Всем, кто не верит в существование политического театра в России, смотреть обязательно.

В «Идеальном муже» режиссерский метод Богомолова (а именно — непредсказуемый монтаж произведений разных жанров, эпох и художественных систем) достиг своего апогея. Никаких вопросов не вызывает принудительное скрещивание Уайльда, Шекспира, Чехова, рекламных заставок про майонез «Ряба» и полублатных хитов звезд русского шансона. Всё ладно скроено и крепко сшито, — ровно, как в нашей действительности. Ромео и Джульетта сегодня — это два гея, скрывающих свою связь, потому как ни политику, ни известному певцу не пристало «позориться». Три сестры — гламурные фифы из Vogue-кафе, мечтающие «работать», но ничего ровным счетом для этого не делающие. Мефистофель — отец Артемий, благославляющий все непотребства власти и открыто содержащий сиротский приют для извращенцев. Дориан Грей — усилиями п ридворных художников «вечно молодой» братан, захвативший власть в стране. Иносказаний, принятых в театре, здесь как будто бы нет. Ядовитая ярость против тех, кто уродует страну, сочится из каждой произносимой актерами реплики. Зритель охотно смеется, но взгляд у него испуганный: так можно? И вот об этом? И о том?

Богомолов и перед театром в долгу не остался. Издевательски повторил он телевизионный ролик с участием Михаила Пореченкова , артиста МХТ, рекламирующего майонез. И в очередной раз похохотал над 70-летними актрисами, все еще играющими первых раскрасавиц мирового репертуара. Театр общепринятый, традиционно-психологический, по Богомолову, мертв и уже не воскреснет.

Режиссеру явно нравиться быть злым. Это бодрит. Зрителей, к слову, тоже. Отдельного восхищения заслуживает сюжетная завязка. По Уайльду некая авантюристка миссис Чивли грозит политическому деятелю Роберту Чилтерну разоблачением его прекрасной репутации. Мол, в ее руках доказательство государственной измены. Богомолов отредактировал все таким образом, что миссис Чивли превратилась у него в Миссию Чивли (Марина Зудина), владелицу заводов по производству «резиновой хрени». А госдеятельЧилтерн — в министра Роберта Тернова (Алексей Кравченко), возлюбленного известного певца Лорда (Игорь Миркурбанов) и одновременно — примерного супруга некоей Гертруды (Дарья Мороз). Последняя тоже занимается «резиновым» бизнесом, в ее руках — тендер на производство «хрени». Но тендер нужен и Миссии. Ее главный козырь в этой борьбе — разоблачительное видео гей-любви Роберта и Лорда.

Перессказывать дальнейшее нет смысла, но вот что важно — перепитии сюжета, с учетом сегодняшних реалий, вовсе не кажутся такой уж извращенной фантазией. Сыграны они будто бы не всерьез. Как черная комедия или пародия на слезливую мелодраму. И все-таки спектакль куда серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Демонстрация безобразной клоунады, творящейся в верхах, для Богомолова не только повод поиздеваться. Это еще и повод задуматься, что будет с уголовной страной дальше. Что с нами со всеми будет, когда смех закончится? И останется одна только пошлость.

фото Екатерины Цветковой

Отзывы о ««Идеальный муж. Комедия»: что будет после смеха»

Татьяна 11 февраля 2016, 09:56
хороши все, кроме Зудиной она ужасна

Igor Bolychev 1 февраля 2014, 09:52
Ты плохой власти не видила дура.Была бы власть плохая тебя вместе с этим пи...ром хрен бы уже нашли а если бы нашли то гдето под Магаданом.Так что рот свой закрой поганый.

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

2 октября (вт) | 19:00 | Школа драматического искусства, перформанс 2 октября (вт) | 19:00

Уникальный спектакль-концерт, в роли инструментов — театральные машины.

5 октября (пт) | 19:00 | РАМТ, драма 5 октября (пт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

12 октября (пт) | 19:00 | МХТ им. А. П. Чехова, драма 12 октября (пт) | 19:00

Драма по пьесе Агаты Кристи с Ренатой Литвиновой в главной роли.

17 октября (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 17 октября (ср) | 19:00

Три оперные новеллы по произведениям немецкого мистификатора.

14 октября (вс) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 14 октября (вс) | 19:00

Искрометная и уникальная инсценировка культового романа Дюма от адепта театра абсурда Юрия Погребничко.

27 сентября (чт) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, драма 27 сентября (чт) | 19:00

Маковецкий в суперхите Туминаса.

9 октября (вт) | 20:00 | Театр наций, драма 9 октября (вт) | 20:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

Выбор редакции

3 октября (ср) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 3 октября (ср) | 19:00

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

25 сентября (вт) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 25 сентября (вт) | 19:00

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

20 октября (сб) | 12:00 | Большой театр, балет 20 октября (сб) | 12:00

Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.

23 сентября (вс) | 19:00 | Театр им. Ермоловой, драма 23 сентября (вс) | 19:00

Отличная трагикомедия с Иваном Янковским в роли разочарованного в себе героя.

драма

Осовремененный Чехов в режиссуре Виктора Рыжакова.