Наталья Витвицкая
18 апреля 2012

«Преступление и наказание»: на крови грешника

В МХТ им. Чехова поставили главный роман Достоевского.

Спектакль знаменитого питерского режиссера Льва Эренбурга идет на Малой сцене МХТ.
Это уже третья попытка театра инсценировать «Преступление и наказание». До Эренбурга за него брались Виктор Сергачев и Елена Невежина. На этот раз получилось жесткое  и, что немаловажно, остросовременное режиссерское высказывание. Эренбург показывает, что, потеряв моральный ориентир, человек превращается в ничтожество.

Режиссер пренебрег многими подробностями романа, отставив только сюжетную канву и главных действующих лиц. Впрочем, кому нужны подробности, если про «Раскольникова и старушку» все помнят со школьной скамьи. Здесь важно было отвлечь зрителя от любых расхожих мнений и набивших оскомину выводов про «тварь дрожащую или право имеющую». Эренбург, по его словам, не любит Достоевского. А потому ему под силу было отстраниться. Не дословно инсценировать русского классика, а вступить с ним в конструктивный диалог.

В итоге возник этот спектакль. Он не настолько натуралистичен и страшен, как ожидался. Все-таки работа в МХТ им. Чехова диктует свои особенности и условности. Но и здесь Эренбург смешал кровь со слезами, а водку с соплями. Физические недуги героев (как всегда у Эренбурга) выставлены напоказ точно так же, как недуги душевные. Мы видим  Раскольникова, у которого из носа без конца течет кровь (потому и руки у него постоянно испачканы), скособоченную Лизавету Ивановну, Порфирия Петровича, опускающего пятую точку в горячую воду, чтобы «отпустил» геморрой.

Символы рассыпаны в спектакле в качестве ориентиров. Когда Соня впервые идет на панель, она топором разрубает нитку  с нательным крестиком. Что это,  как не наглядная демонстрация  «сознательного шага в пропасть»? А туша лошади, подвешенная к потолку - не есть ли символ будущих преступлений Раскольникова? Он вытирает кровавые лужи, натекшие с трупа животного, а потому еще до убийства процентщицы, с ног до головы оказывается в крови жертвы, хоть и другой.

Кстати, само преступление происходит за сценой. Зритель понимает, что произошло, только по красным отсветам в проеме условного окна. Окно прорублено в грязно-желтой стенке, служащей одновременно и навесом героям, и ширмой для «непоказуемого». Цвет истерики давит на психику, тревожит.

Отдельные сцены, возможно, не очень стыкуются между собой: они соединенны музыкальными перебивками (звучит страстный аккордеон). Впрочем, о том, что это спектакль по мотивам, Эренбург предупредил зрителя в программке. Поэтому пространных размышлений о Боге и праве здесь почти нет. Зато есть сама проблематика. Ничтожный Раскольников именно к Богу обращает свой вопль «ты всех рассудишь и пожалеешь?», к Богу же карабкается по лестнице безумная Катерина Ивановна... Все эти  грязные, убогие, страшные люди потеряли веру, а вместе с ней моральный ориентир. Как обрести его снова — этот вопрос Лев Эренбург задал зрителю. И создал все условия, чтобы задуматься всерьез.

фото с официального сайта театра

фото в фичере - Екатерина Цветкова
 

Отзывы о ««Преступление и наказание»: на крови грешника»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

Ср, 29 ноя | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера Ср, 29 ноя

Монументальная историческая опера про допетровскую Россию.

Ср, 29 ноя | Московский театр юного зрителя, драма Ср, 29 ноя

Мрачный спектакль Камы Гинкаса с Елизаветой Боярской в главной роли.

Пт, 24 ноя | Студия театрального искусства, драма Пт, 24 ноя

Инсценировка дневников классика.

Вс, 26 ноя | Современник, драма Вс, 26 ноя

Трагикомедия о запоздалой встрече разлученных войной влюбленных.

Сб, 25 ноя | Гоголь-центр, драма Сб, 25 ноя

Константин Богомолов играет в спектакле Кирилла Серебренникова.

Чт, 23 ноя | Мастерская Петра Фоменко, драма Чт, 23 ноя

Светлый спектакль фоменок по рассказам Юрия Казакова.

Пн, 27 ноя | Электротеатр Станиславский, драма Пн, 27 ноя

Радикальный спектакль Константина Богомолова по философскому роману Томаса Манна.

Премьера

Сб, 25 ноя | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балет Сб, 25 ноя

Одноактные балеты великих хореографов.

Новый иммерсивный спектакль «Пиковая дама» и другие постановки Москвы. Куда пойти и как выглядеть на главных премьерах сезона?

Премьера

Вс, 26 ноя | МХТ им. А. П. Чехова, драма Вс, 26 ноя

Мифы революционной утопии в спектакле молодого и талантливого Александра Молочиникова.

Опера по Евангелию, театр-цирк и и другие спектакли, которые шокируют даже подготовленных театралов.

Сб, 25 ноя | Барвиха Luxury Village, балет Сб, 25 ноя

Юбилейная программа из фрагментов популярных балетов.